Главная » Авторские публикации » Автоматизация звуков

Автоматизация звука [Щ]

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Щ]:

 Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома.

Щ-щ-щ-щ-щ…  

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

ЩА                                                                                                   

ЩО

ЩУ

ЩИ

ЩЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

Ща-ща-ща

Що-що-що

Щу-щу-щу

Щи-щи-щи

Ще-ще-ще

 

Ща-що-щу

Щи-ще-ща

Що-ще-щи

Щу-що-ще

Ще-ща-що

Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи - ще

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ]:

Ща: щавель.

Щё: щётка, щёки.

Щу: щука, щупать.

Щи: щи, щит; щипцы, щипать, щиток.

Ще: щебет, щепка, щебень; щенок, щетина, щека, щебетать, щекотать, щегол.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ] :

Ща: пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

Щу: ищу, тащу, угощу, пищу; ищут, наощупь.

Щи: пищит, защита; вещи, ящик, овощи.

Ще: кощей, помещение, угощение, ищейка, ущелье, освещение.

Щё: ещё, мощёный.

Хищник, хищный, мощный, изящный, овощной.

Гонщик, общий.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

   Мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь, вещь, лещ, клещ, плющ, плащ.

7. Игра  на автоматизацию звука [Щ] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Щ; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Щ].

8. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):

Стеклить – (стекольщик)

фехтовать –

точить –

чистить –

носит –

камень –

часы –

уголь –

(барабан) –

(сварка) –

(экскаватор) –

9. Образовать существительное с увеличительным значением (по образцу):

Нос – (носище)

сила –

кот –

зубы –

глаза –

сапог –

нога –

голова –

медведь –

усы –

дом –

волк –

(рука) –

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Щ]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Щ] в названии выпавшей картинки.    

 

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Щ].

 

10. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:

Овощные щи

мохнатый щенок

темное помещение

хищная щука

в ящике овощи

Танины вещи

мягкая щетина

обещать угощение

щебетание птиц

щавелевые щи

дубовая щепка

11. ДИ «Сосчитай до 5»:

мохнатый щенок

шипящий гусь

хищная щука

12. Проговаривать предложения:

 Дима тащит щуку. Щенок щиплет щетку. В ящике пищит щенок. Лена посолила овощные щи. Дом из щитов – щитовой. Зубы чистят зубной щеткой. Мамины вещи лежат в ящике. В ящике спит мохнатый щенок. Щенок пищит и тащит щетку. Щетки надо найти в ящике. Бабушка угощала нас овощными щами. У Пети книга о хищных щуках. У Сони щетки, а у Феди щит.

13. Проговаривать тексты:

Щеглёнок и щенок.

 У Ани – щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.

У водоёма.

 Ваня с папой идут к водоёму. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащит щуку без папиной помощи.

14. Проговаривать чистоговорки:

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

 

Мы купили овощей

И для супа, и для щей.

 

Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем щавель мы на щи!

 

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щётки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку.

Папа купит им ищейку.

 

Щенок в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

 

Пёс тащит щётку,

Щенок тащит щепку.

Ведь для щенка

Пока и щётка велика.

 

Щуку щами с овощами

Обещали угостить.

Пищу подходящую

Для щуки поищи,

Ведь хищная щука

Не будет есть щи.

 

Щегол в гнезде щеглят считал,

Щегол считалку щебетал:

«Щеглёнок – раз, щеглёнок – два.

Счастливей в роще нет щегла».

 

Над рекою тучи гуще,

Дождик хлещет пуще, пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

Ещё по данной теме: 

 

 

Категория: Автоматизация звуков | Добавил: nnp (16.05.2014) | Автор: Некрасова Надежда Павловна
Просмотров: 78097 | Теги: звук Щ, автоматизация | Рейтинг: 3.6/26

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 4-5 лет

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar