Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методические разработки

Работа воспитателя по заданию логопеда. Тема: "Расскажи, какие"

 Разработала логопед

Молчанова - Полевая Любовь Николаевна,

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Добрый волшебник" город Сургут, Тюменская область

Цель: обогатить словарь детей прилагательными (качественными, относительными, притяжательными), познакомить со способами их образования; составлять с ними полные, распространенные двусоставные предложения.

Методические рекомендации:

Обогащение словаря детей прилагательными лучше начинать с качественных прилагательных, отражающих цвет и размер (как наиболее наглядные характеристики предметов).

На занятии по родному языку или звуковой культуре речи воспитатель выставляет для демонстрации картинку «красный шар».

Воспитатель: Шар, какой? Дети: Красный.

Воспитатель убирает картинку и ставит другую - «ярко-красный мак».   Воспитатель: Мак, какой? Дети: Красный.

Обе картинки ставятся рядом. Воспитатель: У шара или у мака более яркий, насыщенный цвет? Дети: У мака. Воспитатель: Значит, можно сказать, что шар красный, а мак еще...

Дети: ...краснее.

Воспитатель объясняет, что на этом примере можно увидеть, как сравнивать предметы по цвету. Затем он выставляет еще две картинки «чайник маленький» и «чайник большой». Эти предметы надо сравнить по величине.

Сравнение проводят по ранее приведенному образцу также с использованием частицы «еще» при описании усиления или увеличения качества.

На базе картинок раздаточного материала можно предложить детям игру «Найди свою пару». Каждый ребенок находит среди детей того, у кого есть картинка с изображением предмета похожего качества, например: «толстая книга» - «тонкая книга», принадлежности, «мех» - «меховой воротник», «дедушка» - «тулуп».

Провести самостоятельную игру дети могут и вне занятия, группой от двух до четырех человек. Игра проводится по типу «парного лото», когда несколько картинок у играющих, а недостающие по одной предлагает ведущий. Кто первый составит и назовет пары, тот и выиграл.

Для объяснения относительных прилагательных используется иллюстративный материал, приведенный. Образование относительных прилагательных обычно проводится воспитателем вербально, на хорошо известных детям словах. Сначала надо прослеживать совместно с детьми появление нового слова. Воспитатель разъясняет детям, что если мы говорим кирпичный дом, то всем ясно - это дом, построенный из кирпичей. Кирпич -строительный материал (многозначность лексических значений слова «материал» должна быть разъяснена детям).

Воспитатель объясняет, что когда мы говорим кожаные перчатки, значит, перчатки сделаны из материала, который называется кожа; резиновые перчатки сделаны из материала, который называется резина; пластмассовая мыльница - из материала пластмассы и т. д.

Таким образом, выделяя основы прилагательных голосом, воспитатель обращает внимание детей на то, что эти слова указывают на материал, из которого сделаны - те или иные предметы. Зная, из чего сделаны предметы, можно рассказать, какие они.

Для демонстрации воспитатель подбирает и выставляет на наборном полотне такие, например, картинки: «мяч», «стакан», «шапка, «стул».

На столе разложены образцы материалов, заготовленные заранее: стекло, мех, дерево, резина. Сначала дети подбирают пару материал-картинка, а потом составляют словосочетание по ранее отработанному образцу.

Ребенок демонстрирует подобранную им пару, «Мяч из резины». Воспитатель: Какой он? Как называется мяч, сделанный из резины?

Ребенок: Мяч, сделанный из резины, называется резиновым. Иллюстративный материал используется на занятии в качестве раздаточного или вне занятия для самостоятельной игры детей. На занятии, как и вне него, ведущим может быть не только воспитатель, но и ребенок. У ведущего — образцы материалов: кусочки дерева, металла, меха, пластмассы, стекла, кожи и резины (лучше приготовить по нескольку образцов каждого материала таким образом, чтобы дерево, металл, пластмасса отличались бы по цвету, размеру, внешнему виду, т. е., чтобы это были несколько разновидностей одного и того же материала).

У детей-картинки. Ведущий предлагает ребятам сгруппировать картинки вокруг предложенного им материала, а потом составить предложения с этими словами.

Другой вариант игры - по командам. Каждая команда получает свой образец материала. Выставляются сразу все картинки. Каждый член команды (по одному) должен быстро подойти к разложенным или выставленным картинкам и выбрать ту, которая соответствует образцу его команды. Команда, быстрее всех набравшая картинки, получает одно очко.

Далее по одному очку получает каждый член команды за правильное и интересно составленное предложение. Судит соревнование воспитатель.

В конце игры все очки подсчитываются.

Знакомство с образованием притяжательных прилагательных можно провести на следующем занятии по развитию речи.

Как и в предыдущих случаях, образование притяжательных прилагательных начинают вербально. Воспитатель просит детей запомнить два слова: «Саша», «карандаш». Прилагательное образуется с опорой на вопрос воспитателя «чей» (карандаш)— Сашин карандаш.

Затем можно предложить детям поиграть с разными парами слов, составляя словосочетания (учитывая категорию рода и числа): сестра-книга; мама-зеркало; бабушка-фартук; папа - очки; медведь-след и т. д.

После того как материал усвоен вербально, воспитатель выставляет для демонстрации вперемежку картинки: «лиса», «тулуп», «девочка», «лисий воротник», «медведь», «игрушки», «дедушка», «берлога».

Дети разбирают картинки попарно, чтобы по ранее отработанному образцу можно было составить пары слов: Анины игрушки, медвежья берлога, лисий воротник и т. д.

Как обычно, после составления словосочетаний составляются (совместно или самостоятельно) предложения, простые или составные, например: Лисий воротник делают из шкурки лисы. Лисий воротник не только теплый, но и красивый.

При затруднении в составлении предложений воспитатель помогает вопросами, например. Какой воротник пришит на мамином пальто? Чья берлога в лесу самая большая? и т. д., стараясь, чтобы предложения были самыми разнообразными. Если детей затрудняет образование прилагательных, то, используя раздаточный материал, воспитатель закрепляет знания, полученные на занятиях, проведением игры на составление предложений или коротких рассказов с включением в них семантико-синтаксических блоков «прилагательное- существительное».

Игра проводится без образцов материала, только с картинками. Объясняя правила игры, воспитатель ориентирует детей на то, что при составлении предложения играющий должен использовать не менее двух картинок (по выбору), а при составлении короткого рассказа не менее трех. Обязательно описание качеств предметов. Предположим, для составления предложения выбраны две картинки: «перчатки», «варежки». Можно составить предложение: Кожаные перчатки холоднее, чем меховые варежки. Если для рассказа выбраны картинки: «коньки», «носки», «варежки», то с опорой на эти картинки с помощью вопросов воспитателя можно составить такой рассказ. Мите купили новые коньки. Коньки были стальные, очень красивые. Митя решил покататься на них. Папа сказал:

«Прежде чем кататься на коньках, надо правильно одеться. Надень шерстяные носки, чтобы не замерзли ноги. Не забудь меховые варежки. А шубу надевать не надо: она меховая, тебе в ней будет жарко. Лучше надень спортивный костюм». Воспитатель должен заранее продумать, какие картинки лучше взять для самостоятельной работы по составлению предложения и рассказа.

Если дети затрудняются на первых порах, он не только помогает им в выборе картинок, но и обязательно приводит свои примеры предложений и рассказов.

Как и во всех ранее описанных вариантах игр и игровых упражнений, победители или лучшие играющие получают красные и зеленые фишки.

Например, выставлены картинки «часы», «радио», «пальто», названы слова: «мама», «работа».

Дети любят фантазировать, поэтому, подумав, обязательно составят такие, например, предложения:

По радио сказали, который час. Мама посмотрела на свои часы. Потом она надела пальто и ушла на работу.

В такую игру-фантазию дети могут самостоятельно поиграть вдвоем или втроем или командами по два-три человека. В последнем случае ответы — коллективные, их составление обсуждается всеми членами команды вместе с воспитателем. Третий вариант игры предназначен для детей старших групп, которые должны уметь делить слова на части (слоги). При этом лексическое значение слова отступает на второй план, и все внимание детей сосредоточивается на звуковом наполнении слова, что способствует как развитию слухового внимания и памяти, так и совершенствованию процессов звукового анализа и синтеза.

Прежде чем начинать работу с картинками надо провести с детьми звуковую игру «перевертыши». Она заключается в том, чтобы поменять местами два заданных воспитателем слога. Сначала даются простые открытые слоги без стечения согласных (KA-ТА, ТЯ-ЧА, СЕ-ЩО, ЛУ-РО и т. д.), потом закрытые слоги, а также слоги со стечением согласных (АП-БА, САН-ГЫ, ТРО-МА и т. д.),

На первых порах слоги берут такие, чтобы после перевертывания они оставались бы частями, не несущими смысла — теми же слогами. Затем слоги подбираются так, чтобы в «перевертыше» получилось какое-либо слово (БА-ТРУ = ТРУБА, ДЕТ-И = ИДЕТ).

Предлагаемые картинки обозначают слова, которые при перестановке слогов дают новые слова, не имеющие ничего общего с первоначально заданным: камыш-мышка, кабан-банка, насос-сосна.

Если предварительно работа с «перевертышами» была проведена, достаточно сказать детям, что эта же игра будет проводиться по картинкам.

Можно применить и другой прием: поставить пару картинок (насос-сосна) и, ничего не объясняя, спросить, чем они похожи; сколько сходных признаков ни назовут дети (пусть не звуковых) – это будет и полезно для них, и весело. На звуковое сходство этих слов можно подтолкнуть детей игрой «Эхо», повторяя хором или поодиночке каждое слово, без остановок, но с каждым разом всё тише, тише. Тогда будет слышаться не только взятое для игры, но и «перевёрнутое» слово. 

Ещё по данной теме:

Категория: Методические разработки | Добавил: Evita (08.06.2014) | Автор: Молчанова-Полевая Любовь Николаевна
Просмотров: 2063 | Теги: лексика, работа воспитателя | Рейтинг: 5.0/5

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Всего комментариев: 0
avatar