Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методические разработки

Работа воспитателя по заданию логопеда. Тема: "Удивительные слова"

 Разработала логопед

Молчанова - Полевая Любовь Николаевна,

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Добрый волшебник" город Сургут, Тюменская область

Цель: закрепление правильного произнесения и употребления неизменяемых слов, а также слов, имеющих только множественное число; включение их в состав полного распространенного предложения. Совершенствование процессов звукового анализа и синтеза в работе над слоговым составом слова.

Методические рекомендации:

Сначала воспитатель рассказывает детям о том, что многие слова нашего языка в разных предложениях изменяются, и приводит пример, выделяя голосом флексии слова вода в различных предложениях.

  • В стакане налита холодная водА.
  • Мальчик выпил водУ.
  • В стакане нет водЫ.
  • Дети поливают грядки водОИ.
  • Хорошо купаться в водЕ

Далее он говорит о том, что есть такие слова, которые никогда не изменяются и всегда звучат одинаково. Воспитатель выставляет для демонстрации по одной картинке и просит детей называть их, поправляя в случае ошибок: кашне, пальто, трюмо, печенье, алоэ, домино, мулине, шоссе. Эти слова можно повторить несколько раз.

После этого дети составляют полные распространенные предложения с опорой на вопросы воспитателя:

— Что надел Саша под пальто в холодную погоду? (Кашне.)

— Как называется загородная дорога, по которой едут автомобили? (Шоссе.)

— Какую верхнюю одежду мы надеваем осенью? (Пальто.)

— В какую игру любят играть и взрослые и дети? (Домино.)

— Как называется цветок, сок которого используется в медицине? (Алоэ.)

Работу можно завершить отгадыванием загадок, относящихся к этим словам, заучиванием стихотворений, беседами и т. д.

Знакомство с существительными, употребляемыми только во множественном числе, лучше провести на другом занятии. После демонстрации картинок иллюстративного материала и уточнения названий дети строят распространенные предложения по вопросам воспитателя. Вопросы задаются не в той последовательности, в какой выставлены картинки. Кроме того, можно предложить ребятам, чтобы они задали воспитателю вопросы по картинкам, а он на них ответил.

Потом свои вопросы может задать воспитатель:

— Без какого инструмента не может работать ни одна портниха или портной? (Ножницы.)

— Что помогает людям лучше видеть? (Очки.)

— На каком виде транспорта люди часто ездят и перевозят вещи? (Такси.)

— Что нужно людям, чтобы все делать вовремя? (Часы.)

— На чем малыши съезжают со снежной горки? (Санки.)

— Каким прибором пользуются во многих, но не во всех магазинах? (Весы.)

— Как называется одежда, которую носят и девочки, и

мальчики? (Шорты)

Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что независимо от количества изображенных предметов, т. е. будет ли он один или их будет много, названия этих предметов не изменяются.

Пример: много пар очков — очки, одна пара — тоже очки и т. д. Полезно поиграть с детьми в игру на договаривание предложений, которую воспитатель должен построить таким образом, чтобы данные слова нужно было бы употребить в разных косвенных падежах, например:

Сыр, колбасу, конфеты в магазине взвешивают на ... (весАХ). Для того чтобы закрепить знание и правильность употребления названных ранее слов (неизменяемых или употребляемых только во множественном числе), на следующем занятии или вне занятия можно предложить детям второй вариант игры: составлять предложения с опорой на одну картинку и несколько слов, названных воспитателем.

Предположим, воспитатель называет слова «утро», «воскресенье» - и выставляет картинку «кино». Дети составляют предложение типа: В воскресенье утром мы пойдем в кино.

Постепенно задача усложняется: надо составить коротенький рассказ по двум-трем картинкам и нескольким опорным словам.

Воспитатель, приводя примеры составления рассказов, должен активизировать речь детей, поощряя в особенности использование в них живой прямой речи.

С раздаточным материалом можно работать и с подгруппой детей (два-четыре человека), и индивидуально.

 

Ещё по данной теме:

 
Категория: Методические разработки | Добавил: Evita (08.06.2014) | Автор: Молчанова-Полевая Любовь Николаевна
Просмотров: 1029 | Теги: лексика, работа воспитателя | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Всего комментариев: 0
avatar