Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методические разработки

Специальная индивидуальная программа развития ребенка (СИПР)

Автор: учитель - логопед  Карманова Наталья Игоревна

МБДОУ ЦРР д/с №11 "Золотая рыбка", г. Лобня

 

Специальная индивидуальная программа развития

Психолого-педагогическая характеристика

Петрова Мария (фамилия изменена) 2011 года рождения, посещает логопункт второй год. Ребенок от третьей беременности. Во время беременности мать лежала на сохранении, с жалобами на токсикоз. Роды досрочные стремительные. Асфиксия, гипоксия.

Особенности раннего развития: держит голову с 3 мес., сидит с 7 мес., ходит с 1 года 2 мес. Особенностей раннего речевого развития мама вспомнить не смогла. Первые слова в 3,5 года (ма, па, ба). Наследственных, нервно-психических заболеваний у родителей нет. Заболевания первого года жизни: частые ОРВИ, пневмония. Состояние слуха и зрения в норме.

Растет в неполной семье, папы нет. Мама работает в детском саду. Все члены семьи русскоязычные.

Навыки самообслуживания на среднем уровне: сама моет руки и вытирается полотенцем. Из-за чрезмерной опеки матери имеет трудности в самостоятельном одевании. Ест самостоятельно, но плохо, долго пережевывает пищу, быстро устает. Столовые приборы держит правильно.

Игровая деятельность: в игре, как правило, занимает подчиненное положение. Постоянно подражает детям. Старается привлечь к себе внимание детей, иногда забирает у них игрушки. Иногда просит: «Дай би-би». Часто играет одна.

Двигательно-моторное развитие: двигательная активность на среднем уровне. Моторно неловка, быстро утомляется. Мелкая моторика рук недоразвита: Маша выполняет штриховку с нарушениями контура рисунка. Завязывать веревочки на шапке самостоятельно не может.

Предпосылки к учебной деятельности: выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и вместе со взрослым. Навыки самоконтроля развиты слабо.

Познавательные процессы: иногда с трудом концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым. Проявляет интерес к выполняемому заданию, но справляется с выполнением заданий и упражнений только при индивидуальном подходе взрослого. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью. Знает и показывает правильно основные цвета. Правильно соотносит с образцом геометрические фигуры. Складывает разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х частей (в том числе и по диагонали). Соотносит предметы относительно величины путем проб и ошибок и при помощи взрослого. Преобладает зрительная память. Объем памяти маленький. Запоминание кратковременно, даже если была дана установка на запоминание. Может выполнять основные логические операции, иногда в сопровождении взрослого. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинно-следственные связи. Чаще всего, у Маши получается справиться с заданиями, которые не требуют рассуждения или не предполагающих ответов. 

Характеристика личности: часто инструкцию к заданию понимает не с первого раза. Ребенок нуждается часто в поддержке и похвале со стороны взрослого. Все темповые характеристики немного снижены. преобладающие настроение –угнетенное, часто недовольна и плачет. Улыбка появляется на лице редко, мимолетна. Не инициативна. Принимает условия коллективной игры, предложенной взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактна, но с малознакомыми взрослыми молчит, замыкается в себе. Ребенок уравновешенный, доброжелательный. Усидчивый, но деятельность чаще всего малорезультативна, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями и медленно. Все темповые характеристики снижены.

Особенности речевого развития: Пассивный словарь значительно шире активного. Хорошее понимание обращенной к ней речи не только на бытовом уровне, но и на занятиях. Имеющиеся в активном словаре слова: односложные (дай, где, на), двусложные (мама, тетя, пока). Очень редко пользуется простыми нераспространенными предложениями (Тетя, пока. Где дядя? Дай биби.) Речь носит бытовой характер. Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет, форму, величину предметов.

Использует существительные и глаголы в форме инфинитива. Согласование слов в предложении отсутствует. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и многие другие. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Слоговая структура грубо нарушена. Речь непонятна -просодическая сторона речи: голос тихий, неэмоциональный. Речь смазана. -строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок: артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, длительный поиск позы, искажение артикуляционной позы. Фонематические процессы, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Связная речь не сформирована.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровня. Моторная алалия.

 

Перспективное планирование коррекционной работы:

I часть: Условия коррекции

Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.

1. Укреплять здоровье ребёнка,  чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до 20 минут .В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.

2. При моторной алалии рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа – за некоторое  время до еды.

3. Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания . Упражнения выполняются, как в положении сидя, так и в положении стоя. Достаточно 3-5 повторений. При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность — от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

 

Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.

 

II часть. Содержание  коррекционно – развивающего обучения.

1. Развитие неречевых психических функций:

  • слухового восприятия,  внимания, памяти,
  • зрительного восприятия, внимания, памяти,
  • психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;
  • памяти: слуховой, зрительной, моторной;
  • невербального мышления

2. Проведение логопедического массажа.

3. Работа над дыхательно – голосовой функцией  и просодическими сторонами речи. Проведение пассивной артикуляционной гимнастики.

4. Развитие понимания обращенной речи.

5. Формирование фонематического слуха.

6. Развитие речевой активности, формирование пассивного и активного словаря доступного пониманию и восприятию.

7. Формирование фразовой речи.

8. Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка проблемных звуков.

9. Формирование связной речи как коммуникативной деятельности.

 

1. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например , звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных;

Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях (выделять определённо звучащую игрушку из 2-3, Маша  должна уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.);

Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок;

Развивать зрительное внимание и память. Маша должна восстановить прежний порядок после того, как логопед за её спиной меняет местами игрушки. Или  должна запомнить определённую игрушку , затем найти её в ряду из 4-5 игрушек.

Игры и упражнения:  «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»

 

Развивать психомоторику:

  • общую (упражнять Машу в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах)
  • ручную ( поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);
  • пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с Машей с речевым сопровождением и без него.

Развивать моторную память( предложить повторить по памяти 2-3 движения , ранее показанных логопедом.)

Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок  в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов ( или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)

 

2. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ, КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ

При коррекции  моторной алалии особенно эффективен логопедический массаж.

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА.

Массаж лба:

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

3. Направление движения от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий

4. Направление движения:  от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

 

Массаж щёк:

5. Направление движения от уголков рта к  вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

6. Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

 

Массаж носа:

7. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

 

Массаж носогубной складки:

8. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения : поглаживающий.

 

Массаж рта:

9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

10. Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

 

Массаж подбородка:

11. Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

 

Массаж шеи:

12. Направление движения :вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

 

Гимнастика для  мышц шеи:

Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:

1. Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12 раз.

2. Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.

 

3. РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.

Проведение специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:

1. Вдох носом – выдох ртом;

2. Вдох-выдох носом

3. Вдох-выдох ртом.

4. Вдох ртом, выдох - носом

Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.

Предложить Маше задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить  попробовать сдуть ватку с ладони

1. Обучать спокойному и плавному выдоху;

2. Обучать длительному выдоху, плавающие в воде. Этому способствует:

  • дутьё на лёгкие  пластмассовые игрушки;
  •  дутьё через трубочку в бутылочку с водой;
  •  дутьё на шарики и карандаши,
  •  игра в мыльные пузыри.

3. Дыхательные упражнения, способствующие выработки  плавной и длительной воздушной струи:

«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,

«Живые предметы», « Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»

 

ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ

Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с Машей пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:

  1. Собирание губ в «Трубочку».
  2. Растягивание губ в улыбку.
  3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен
  4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
  5. Приподнимание кончика языка шпателем  к твёрдому нёбу или верхней губе.
  6. Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

1. ОКОШКО.              

На счёт  «раз» - широко открыть рот, на счёт «два»      закрыть рот.

2. ЛЯГУШКА           

Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3. ХОБОТОК.            

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

4. ЛЯГУШКА - ХОБОТОК.         

На счёт «раз» -«два» чередовать упражнение «Лягушка» и  упражнение «Хоботок»       

5. ЛОПАТОЧКА.        

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

6. ТРУБОЧКА.          

Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

7. ТОЛСТЯЧОК.        

а) Надувание обеих щёк одновременно.

б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

8. ХУДЫШКА          

Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.

9.НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ  ЯЗЫК   

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

10. ПРИЧЕШЕМ  ЯЗЫЧОК  

Губы в улыбке , зубы сомкнуты.Широкий язык протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка

11. ЧАСИКИ             

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два»  из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

12. КАЧЕЛИ              

Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два»  поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ

  • Учить выполнять действия по словесной инструкции:

«Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти  ручки? Вот они»;

  • Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:

Возьми куклу. Возьми куклу и дай Кате. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;

  • Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.

(«Поставь  машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»)

 

5. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  • Прослушивать звуки живой  и неживой природы, звуки речи.
  • Петь песенки со звукоподражанием.
  • Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихах (например, уронили Мишку (на пол)).
  • Учить определять звучащие предметы на слух.
  • Учить определять направление звука.
  • Учить определять человека (или животное) по голосу.
  • Отстукивание ритма

 

6.  РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ.

  1. Активизация речевого подражания;
  2. Практическое выделение из потока речи слов;
  3. Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи. Вызывание звукоподражаний (утрированное произношение гласных педагогом)
  4. Понимание основных грамматических форм слов (которые выражают очевидные, наглядно воспринимаемые и легко обобщаемые значения):
  • единственное и множественное число существительных,
  • уменьшительно-ласкательное значение,
  • видовые формы глаголов,
  • числовые формы глаголов,
  • родовые и числовые окончания.

 

7. ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ.

  • учить различать, называть и систематизировать предметы по форме, вели­чине, цвету (для этого используются различные игры).
  • учить выделять и называть положения предмета по отношению к окружающим (вверху, посередине и т. д.). использовать игры с активным перемещением ребенка в простран­стве, перестраивания, направленную ходьбу и т. д.
  • вести работу по различению деталей фигур и их целостного облика, анализи­ровать сложные фигуры с большим количеством элементов, разви­вать осмысление конструкций и способность конструировать, опе­рации анализа, синтеза, обобщения неречевого материала (сравне­ние, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия предметов, сравнение по признакам — цвет, величина, форма), устанавливать причинно-следственных взаимоотношений, создавая необходимые предпосылки для формирования речи.
  • использовать при­емов ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и рече-двигательную деятельность, память, обеспечивают восполнение про­белов в ритмическом, речевом и личностном развитии детей.
  • операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смысловым кон­текстом (понимание вопросов, ответы на них в развернутой форме), с фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуа­ции (попросить игрушку, выбрать вид занятий и т. д.), со знакомой картинкой, играми с использованием диалогической и затем моно­логической речи, с опорой на наглядность и без нее и т. д. Посте­пенно увеличивать объем и трудность лексико-грамматического материала.
  • работать над речью, связанной с предметно-практической деятель­ностью ребенка и опираться на нее. Вырабатывать осознание ребенком собственных действий (я сижу, иду, несу) и действий дру­гих (Вова сидит, идет, несет; мяч упал; лампа горит). По мере раз­вития речевых возможностей учить строить связные и пол­ные объяснения по ходу выполняемых действий, по поводу выпол­ненных (отчет) и предстоящих (планирование) действий.
  • формировать понимание от­тенков лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения (Чем едят? Что едят? Из чего едят? Кто моет руки? У кого будут чистые руки? Зачем моют руки? Чем моют? и т.д.). Вырабатывать сознательную наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание флективных отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях, последовательности сло­весных и грамматических структур.

 

8. УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗВУКОВ, ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ, ШИПЯЩИХ, СОНОРОВ.

  1. Уточнение артикуляции гласных звуков.
  2. Уточнение артикуляции свистящих звуков.
  3. Уточнение артикуляции шипящих звуков
  4. Уточнение артикуляции сонорных звуков.
  5. Уточнение артикуляции аффрикат.

 

9. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Работу над связной речью начинать с формирования мотива деятельности и организации развернутой программы высказывания. В качестве плана высказывания использовать серии сюжетных картин, символику, подстановочные картинки с изображением от­дельных эпизодов или отдельных предметов. Дать Маше раскладывать картинки в нужной последовательности, ответить на вопросы по отдельным эпизодам, составить рассказ по опорным словам сна­чала с помощью логопеда, затем самостоятельно. При формиро­вании связной монологической речи закреплять умение строить и отдельные предложения и целостный текст.

Путем практических упражнений подвести к пониманию связи слов в предложении и учить правильно отражать их в речи. При формировании речевых умений — морфологических, граммати­ческих и фонематических обобщений и противопоставлений — больше внимания уделять анализу, учить наблюдать, ана­лизировать и обобщать языковой материал разного уровня. Пос­тепенно повышать уровень интеллектуализации речевых высказываний путем обозначения в речи действий, качеств, свойств пред­метов и их элементов, отношений и связей. Из наглядной ситуации выделять предметы, действия и на этой основе срав­нивать формы слов, конструировать различные предложения. Сначала сравнивать резко контрастные признаки предметов, а затем - более сходные.

Использовать различные приемы словарной работы: натураль­ные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), сло­весные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливать словарь разных частей речи. Виды работы над словарем: подбор предметов к действию (кто летает, бегает), называние частей целого (колесо, фара), под­бор однокоренных слов (лес — лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, составление уменьшитель­но-ласкательных слов и т. д. Параллельно с усвоением словаря ни темам (игрушки, овощи, семья и т. д.) вырабатывать умение употреблять определенную грамматическую форму слов (единствен­ное и множественное число, падежные формы и др.).

Выполняя действия с предметами, оречевлять их: пью мо­локо, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко и т. д. Выра­батывать умение отвечать на вопросы и задавать их, придумы­вать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах, давать сопоставительное описание двух пли более предметов и т.д. Поощрять многообразие вариан­тов ответов, что способствует активному выбору необходимой грам­матической формы подходящего слона, воспитывать интерес к слову и средствам речевой выразительности.

При формировании грамматических навыков использовать раз­ные виды упражнений: репродукция словосочетаний, имитационные, подстановочные и трансформационные упражнения. Для автоматизации грамматических структур последовательно отрабатывать разные модели предложений: им. п. и согласован­ный глагол (Вова сидит), им. п., согласованный глагол и прямое дополнение (Мальчик читает книгу); им. п., согласованный глагол и два зависимых падежа (Мама дала девочке книгу — дат. и вин. п.), им. п., согласованный глагол и два других зависимых падежа (Девочка рисует дом карандашом (вин. п. к тв. п.) и т.д. (1).

От диалога в межличностном общении постепенно переходить к монологической речи, развивая побуждения к монологической речи (сообщить важную новость, беседа о виденном и т. д.); использовать интерес ребенка к окружающему, вырабатывая активное речевое поведение в ситуативном общении. При этом учитывать уровень общей ориентировки ребенка в окружающем и степени развития речевых возможностей, развивать контактность и потребность в общении, переводя инициативу речевого общения  от логопеда к ребенку.

 

В итоге логопедической работы Маша должна:

  1. Понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);
  2. Соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  3. Узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  4. Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  5. Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительных падежей — некоторые простые предлоги;
  6. Фонетически правильно оформлять звуки;
  7. Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.

 

III часть. Рекомендации родителям

1. При выполнении  комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых  упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения  от 2 до 10-15 раз.

2. Не перегружать ребенка общением, давать ему отдохнуть, когда он захочет чего-то пусть сам попробует об этом сказать. Даже если ребенок капризничает, сначала успокоить его, постараться угадать его желание и попросить показать, или сказать (изобразить звуком) что он хочет. Таким образом, организовав общение с неговорящим ребенком, создаьть у ребенка ассоциацию желание-просьба-результат.

3. Для выявления пожелания и потребностей ребенка использовать жесты, при этом обязательно произнося слова, названия, своих действий. Произносить все, четко ставя ударения на каждом слоге.

4. Применять стихотворное общение — такая техника общения будет очень эффективной. Так же при общении можно применять синхронизацию речи и движений.

 

 

Литература:

1. «Логопедия» под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей.

3. Е. Краузе Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

5. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.

6. Мастюкова Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. 1982. №6

7. Мелехова Л.В., Фомичёва М.Ф Речь дошкольника и её исправление.

8. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.

9. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев, 1981.

10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. « Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н.  А.Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

11. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1977.

Категория: Методические разработки | Добавил: Evita (29.05.2018) | Автор: Карманова Наталья Игоревна
Просмотров: 10124 | Теги: алалия, методическая разработка, ТНР | Рейтинг: 3.5/21

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С’], [С], [З’], [З], [Ц], [Ж], [Ч], [Щ]...

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar