Главная » Авторские публикации » Для Вас - Родители » Логопедические упражнения для домашних заданий

Автоматизация звука [З] в изолированном виде, слогах, словах

Подготовила учитель - логопед Мартюшева Светлана Владимировна

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 96» город Пермь

 

Автоматизация звука [З] в изолированном виде

 

Упражнение «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ» [З]

Губки улыбаются,

Зубки появляются.

Воздух носиком вдыхаем,

И сквозь зубки выдыхаем

Голосочек добавляем: З-З-З-З-З-З-З-З-З-З 

 

Задание: 1. Произносить текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [З].

                 2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.

 

Упражнение «КОМАР – ЗВЕНЕЛКА» [З]

Комар летит, его песенка звенит.

 

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З                    

 

Задание: 1. Произнести звук длительно, непрерывно.

                 2. Имитировать движение: «комар звенит»

 

Упражнение «КОМАР КУСАЕТ» [3]

Комар не зевает, кого-то кусает.

 

З. З. З. З. З. З. З. З. З.             

 

Задание: 1. Произнести звук коротко, отрывисто.

                 2. Указательным пальцем одной руки прикасаться к центру

                     ладони другой руки, имитировать движение: «комар кусает»

 

 

Упражнение «ХАРАКТЕР ЗВУКА» [З]

Внимательно читай, характер звука узнавай.

 

Задание: 1. Запомнить характерные признаки звука                

                 2. Закрасить второе окошко синим карандашом.

 

Упражнение «КАКОЙ У ЗВУКА ХАРАКТЕР?» [З]

Внимательно читай, признак звука выбирай.


Задание: 1. Выбрать характерные признаки звука.                

                 2. Зачеркнуть ненужные признаки.

 

Упражнение «ЦВЕТ И СИМВОЛ» [З]

Символ вспоминай, цвет подбирай


Задание: 1. Закрасить второе окошко в подходящий цвет.               

                 2. Зачеркнуть ненужные символы.

 

 

Автоматизация звука [З] в прямых слогах

 

Упражнение «ДОРОЖКИ» [З]

По дорожке пробежали, звуки правильно назвали.

 

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А-А-А-А

 

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-О-О-О-О-О-О-О-О

 

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У-У-У-У

 

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

 

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

 

Задание: 1. Произнести звуки длительно, непрерывно.

                 2. Произносить звуки и  одновременно проводить указательным

                     пальцем по «дорожкам».

 

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 1» [З]

Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

 

 

К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику указательного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику среднего пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику безымянного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику мизинца: ЗА — ЗА — ЗА.

 

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

                 2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

 

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 2» [З]

Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

 

К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику указательного пальца: ЗО — ЗО — ЗО. 

К кончику среднего пальца: ЗУ — ЗУ — ЗУ.

К кончику безымянного пальца: ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

К кончику мизинца: ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

 

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

                 2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

 

 

Упражнение  «ЗНАКОМСТВО» [З]

Соединить ладони и пальцы обеих рук. Постучать пальцами друг о друга.

Познакомились зайцы (большие пальцы): ЗА — ЗА — ЗА

Познакомились дрозды (указательные пальцы): ЗО — ЗО — ЗО.                  

Познакомились зубры (средние пальцы): ЗУ — ЗУ — ЗУ.                                    

Познакомились козы (безымянные пальцы): ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.                   

Познакомились стрекозы (мизинцы): ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.                   

 

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

                 2. Найти подходящие картинки, наклеить в тетрадь.

 

Упражнение «ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ» [З] 

Указательным пальцем (или концом карандаша) вести «дорожку» от кончика пальца в центр ладони.

 

      1. Большой палец: А-А-А-А-АЗ-З-З-З-ЗА

      2. Указательный палец: О-О-О-О-ОЗ-З-З-З-ЗО

      3. Средний палец: У-У-У-У-УЗ-З-З-З-ЗУ

      4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-ЫЗ-З-З-З-ЗЫ

      5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-ЭЗ-З-З-З-ЗЭ

 

       Задание: 1. Произнести слоги плавно, непрерывно.

                       2. Обвести ладонь ребенка в тетради, раскрасить.

 

Упражнение  «СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ» [З]

Раз, два, три – слоги повтори. ЗА (точно так же в слогах ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ).

 

ЗА – ЗА – ЗЭ

ЗА – ЗА – ЗЫ

ЗА – ЗА – ЗУ

ЗА – ЗА – ЗО

 

ЗА – ЗЭ – ЗЭ

ЗА – ЗЫ – ЗЫ

ЗА – ЗУ – ЗУ

ЗА – ЗО – ЗО

 

ЗА – ЗЭ – ЗА

ЗА – ЗЫ – ЗА

ЗА – ЗУ – ЗА

ЗА – ЗО – ЗА

 

 ЗА – ЗЭ – ЗЫ

 ЗА – ЗЫ – ЗУ

 ЗА – ЗУ – ЗО

 ЗА – ЗО – ЗЭ

 

 

  Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

                   2. Найти и подчеркнуть слоги ______, ______ .

 

Упражнение  «СЛОГИ В СТОЛБИКАХ» [З]

Столбик выбирай, слоги прочитай.

 

АЗА – ОЗО – УЗУ            

ОЗУ – УЗА – АЗО

УЗЫ – ОЗЫ – АЗЫ

ОЗЭ – АЗЭ – УЗЭ

 

ЗДА – ЗДО – ЗДУ           

ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ

ЗЛУ – ЗЛЫ – ЗЛЭ

ЗВЫ – ЗВЭ – ЗВА

        

АЗА – ОЗО – УЗУ

ОЗО – УЗУ – АЗА

УЗУ – АЗА – ОЗО

АЗУ – ОЗУ – УЗУ

 

Задание: 1. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом.

                 2. Найти в _____ столбике слоги «______», «______», обвести.

 

Автоматизация звука [З] в словах

 

Упражнение «ИМЕНА»  [З]

Назови имена, узнай друзей или себя.

Зоя, Лиза, Наза, Эльза, Роза, Захар, Луиза, Зульфия, Назар, Елизар, Елизавета.

 

Задание:1. Произнести слова четко, правильно. 

                2. Назвать только женские / мужские имена.

                3. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным.

 

                    

Упражнение «ЗОВЕМ ДЕТЕЙ» [З]

Слоги покачали, имена назвали.

 

 Зо – зо – Зо-я,

 За – за – За-хар,

 За – за – Ли-за,

 

 За – за – Ро-за,

За – за – Эль-за,

За – за – На-зар

 

       Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

                       2. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным

 

Упражнение  «КАЧЕЛИ» [З]                                                                      

Слоги покачали и слова назвали.

ЗА

 

За - за – зал,

За - за – за-мок,

За - за – за-яц,

 

За - за – ко-за,

За - за – ло-за,

За - за – гла-за,

За - за – гро-за,

 

За - за – тор-мо-за,

За - за – би-рю-за,

За - за – стре-ко-за.,

 

 

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

            2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

 

 

Упражнение  «КАЧЕЛИ» [З]                                                                      

Слоги покачали и слова назвали.

ЗО

 

Зо - зо – зов,

Зо - зо – зонт,

 

Зо - зо – Зо-я,

Зо - зо – зон-тик,

Зо - зо – зорь-ка,

Зо - зо – би-зон,

Зо - зо – га-зон

Зо - зо – се-зон,

 

Зо - зо – зо-ло-то,

Зо - зо – зо-рень-ка.

 

    

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

                 2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

 

Упражнение  «КАЧЕЛИ» [З]                                                                       

Слоги покачали и слова назвали.

 

ЗУ

Зу - зу – зуб,

Зу - зу – зубр,

Зу - зу – зу-бы,

Зу - зу – зуб-ры,

 

ЗЫ

Зы - зы – зыбь,

Зы - зы – зыб-ка,

Зы - зы – та-зы,

Зы - зы – я-зык.

 

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

                                       2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

 

Упражнение  «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай – слова запоминай

ЗА-                              ЗО-                                  ЗУ-                           ЗЫ-

зал,                              зов,                                 зуб,                       зыбь,

заяц,                           зонт,                                зубр,                     зыбка,

замок,                         Зоя,                                зубы,                  

 

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

                 2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

                 3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

 

Упражнение  «СТОЛБИКИ» [З]

     Столбики читай – слова запоминай

ЗА-                              ЗО-                               -ЗВ-                           -ЗН-

завод,                      зона,                             звук,                          зной,  

забор,                      зорька,                         звон,                         знак,

закон,                      золото,                         звонок,                     знамя

 

   Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

                   2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

                   3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

 

 

 Упражнение  «СТОЛБИКИ» [З]

     Столбики читай – слова запоминай

ЗА-                          -ЗА                              -ЗУ-                           -ЗЫ,

заноза,                 коза,                               азу,                        розы,  

заколка,               глаза,                             везут                     арбузы,

занавеска,           гроза,                             мазут                     морозы

 

   Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

                   2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

                   3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

 

Надеюсь, что предложенный материал станет полезным пособием в работе учителя-логопеда.

Ещё по данной теме: 

Категория: Логопедические упражнения для домашних заданий | Добавил: Evita (30.03.2015) | Автор: Мартюшева Светлана Владимировна
Просмотров: 22551 | Теги: звук З, домашние задания, автоматизация | Рейтинг: 4.2/8

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Логопедические медали "Я умею говорить звук"

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar