Главная » Авторские публикации » Мастер - класс

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в сказках»

Подготовила учитель - логопед Дворянчикова Кристина Сергеевна

МБОУ Видновская СОШ 7

Задачи:

  1. Приобщить родителей к коррекционно-образовательному процессу.
  2. Познакомить с комплексами подготовительных упражнений для постановки звуков среднего и позднего онтогенеза.
  3. Показать примеры использования сказки для отработки артикуляционных упражнений.

У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с логопедом. А также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей.

Упражнения на развитие определенной группы мышц, предлагаемые ребенку для самостоятельного выполнения, делятся в зависимости от их направленности. Упражнения должны быть подобраны специалистом-логопедом или выбраны самим взрослым, занимающимся с ребенком, с учетом его возраста, индивидуальных возможностей, и направлены на развитие у него недостаточных или отсутствующих артикуляционных движений.

Существуют четыре специальных комплекса артикуляционной гимнастики.

 

  • Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

[С], [С’], [З], [З’], [Ц]

  1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
  7. «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  8. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.
  9. «Трубочка» - открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем свернуть его в трубочку, подняв боковые края. Повторить 4-5 р.
  10.  «Катушка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед, а затем убирается вглубь рта.

 

  • Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

  1. «Заборчик»
  2. «Хоботок»
  3. «Заборчик» - «Хоботок»
  4. «Рупор»/«Бублик»/ «Окошко»- округлить губы (как при звуке О), вытянуть немного вперёд. Зубы сомкнуты и видны.Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  5. «Лопатка»
  6. «Иголка»
  7. «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
  8. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
  9. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
  10. «Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
  11. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 4-5 р.

 

  • Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р], [Р’]
  1. «Заборчик» .
  2. «Хоботок» .
  3. «Заборчик» - «Хоботок» .
  4. «Лопатка» .
  5. «Лошадка».
  6. «Вкусное варенье» .
  7. «Грибок» .
  8. «Гармошка» .
  9. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
  10. «Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. 
  11. «Комарик» - открыть рот, поднять язык на альвеолы, произнести ззз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке,

 

  • Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]
  1. «Заборчик» .
  2. «Хоботок» .
  3. «Заборчик» - «Хоботок» .
  4. «Лопатка» .
  5. «Иголка» .
  6. «Лошадка».
  7. «Грибок» .
  8. «Маляр» .
  9. «Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»).
  10. «Парус» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.
  11. «Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.

Взрослый показывает ребенку, как правильно выполнить упражнение, а ребенок пытается за ним повторить.    

Чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаем использовать различные сказки (проза, стихи) о «приключениях язычка». Таким образом, серьёзная и, зачастую, утомительная для дошкольника логопедическая работа будет включена в его повседневные занятия и игры.

Для занятий с ребёнком можно использовать как готовые пособия ( Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи», Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»). так и книжки-малышки самостоятельного изготовления. Из комплекса следует выбрать несколько подходящих упражнений и объединить их единым сказочным сюжетом. Героем сказки может быть Язычок, или другой персонаж. Можно использовать общепринятые названия упражнений («Иголка», «Лопатка», «Чашка») или подключить ассоциации. Например, широкий, распластанный на нижней губе язык можно назвать не лопаткой, а блинчиком, дорожкой, полянкой. Узкий язык может быть не иголкой, а лучиком солнца. В зависимости от возможностей дошкольника, взрослый начинает сказку, помогает придумывать сюжет, развивает мысль ребёнка, поддерживая его инициативу. Если форма текста стихотворная, то ребёнок может подсказать вам рифму («Подскажи слово»). Можно вместе нарисовать рисунок, а маленький художник поможет его раскрасить. Творческий подход к изготовлению книжек-малышек объединяет  ребёнка со взрослым, поддерживает интерес к занятию.

Артикуляционные сказки, делают занятие  интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей происходит легче.

Категория: Мастер - класс | Добавил: Evita (06.11.2022) | Автор: Дворянчикова Кристина Сергеевна
Просмотров: 343 | Теги: мастер-класс, артикуляционная гимнастика | Рейтинг: 3.7/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Игровое логопедическое пособие на автоматизацию звуков [Р], [Рь].

Всего комментариев: 0
avatar