Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Постановка звука [С] у ребёнка с заключением ФФНР (дизартрический компонент)

 

Выполнила: учитель-логопед Лукьянова Наталья Михайловна,

МДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 21 "Незабудка"

Цель:

  • нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
  • нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование речевого дыхания;
  • работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией;
  • автоматизация звука [С] в слогах;
  • пополнение словарного запаса на тему «Осень»;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

  • шифон, крупные делали от конструктора;
  • бизиборд «Замочки»;
  • зеркало;
  • блюдце, столовая ложка, чайная ложка;
  • предметные картинки с изображением артикуляционной гимнастики;
  • бумажные листья – кленовый, рябиновый, берёзовый;
  • три пластиковых стакана, три теннисных мячика, соломинка;
  • фишка – тролль, карта;
  • су – джок мячики разной величины (два);
  • магнитофон, песня «Железновой Е. «Катиться колючий ёжик»;
  • матрёшка «Три медведя».

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

«Здравствуй, Иван! Отгадай загадку!

Пусты поля, мокнет земля,
лист опадает – когда это бывает? (осенью).

Какое сейчас время года? Какая на улице погода? Как часто идут дожди? Посмотри – мы оказались с тобой возле глубокой лужи от осенних дождей! Как же его перейти? Давай прыгать по кочкам!

(ребёнок прыгает по «кочкам» до рабочего места, где его ожидает бизиборд с замочками)

Давай откроем первую дверь и посмотрим что там!»

 

2. Первая дверь «Да здравствует полотенце пушистое и мыло душистое!»

2.1 Самомассаж лица и шеи.

«Мы теплом своих ладошек (Растираем ладони)

Расслабляем всё лицо, (Проводим ладонями перед лицом.)

А потом, учась у кошек, (Поглаживаем лицо сверху вниз)

Лобик гладим, разминаем, (Поглаживаем и разминаем лоб)

Брови щиплем, а потом (Пощипываем брови.)

Мы на щёчки убегаем – (Переходим пальцами на щёки.)

Их погладим, разомнём (Поглаживаем и разминаем щёки.)

Пощипаем, пощипаем (Пощипываем щёки.)

И по кругу их помнём, (Делаем круговое разминание щёк.)

А потом понажимаем (Нажимаем пальцами на мышцы щёк.)

И немножко потрясём. (Легко потряхиваем щёки пальцами.)

Как из краника водичка, (Поглаживаем носогубные складки)

Мы стекаем прямо вниз, сверху вниз.

Губку верхнюю погладим (Поглаживаем верхнюю губу.)

И пощиплем, и помнём. (Пощипываем и разминаем верхнюю губу.)

И на нижнюю уходим – (Поглаживаем нижнюю губу.)

Тоже щиплем, тоже мнём. (Пощипываем и разминаем нижнюю губу.)

А потом их сложим вместе, (Соединяем вытянутые вперёд губы.)

Чтобы обе пощипать, (Разминаем обе губы.)

И затем на этом месте

Будем пальцами стучать. (Делаем пальцевый душ для губ)

Губки гладим. Под губами (Поглаживаем губы.)

Начинаем разминать. (Разминаем подбородок.)

Подбородок нам бы с вами (Перетираем подбородок между пальцами.)

Оттянуть и постучать. (Поколачиваем пальцами.)

И щипаем прямо к мочкам, (Пощипываем нижнюю челюсть.)

А потом ладонью всей (Поглаживаем шею сверху вниз)

Мы стекаем, как ручей».

 

 2.2 Самомассаж языка.

1) Язык протискивается между губами и втягивается обратно.

2) Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.

3) Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

4) Покусать кончик языка, потом спинку, а затем покусать один бок и другой.

5) Язык погладить губками, а потом аккуратно постучать ими. Зубами погладить язычок, и опять постучать ими.

6) С помощью ложки – облизывать сначала большую ложку, чтобы задействовать большую область языка и постепенно уменьшать ее размер.

 

3. Вторая дверь «Весёлый язычок»

- «Самое время вспомнить о Язычке. Давай сделаем с ним несколько упражнений:

«Лягушка», «Слоник», «Блинчик», «Иголочка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Киска сердиться», «Позевать с открытым ртом», «Покашлять с высунутым языком», «Пополоскать» горло», «Надуть щёки с зажатым носом» - Сегодня он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! И вот наш храбрый Язычок забрался на высокую гору и встретил там «Ручеёк». Он был очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой: С-С-С».

 

4. Третья дверь «Дует вечер на листочки»

  1. Разминка. Встань прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делай короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. "Как вкусно чем - то пахнет! Откуда?". Делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох.
  2. «Подуй на листочки»

С каких деревьев к нам прилетели листочки?

  1. «Задуй шарики в стакан»
  2. «Надуть насосом шину»

 

5. Четвёртая дверь «Тролли»

Довести фишку – тролля по дорожке, произнося звук [С].

 

6. Пятая дверь: Физкультминутка «Катится колючий ёжик…»

7. Шестая дверь «Три медведя»

Цель: работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.

Жили – были три медведя – отец – Михаил Иванович, мать – Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Медведей не было дома, они вышли погулять, а мы с тобой играли. Вернулись они голодные и злые.

Михаил Иванович громким голосом: «Кто дул на мои листочки?»

Настасья Петровна не так громко: «Кто дул на мои листочки?»

Мишутка тихим голосом: «Кто дул на мои листочки?»

Михаил Иванович громким голосом: «Кто трогал мой мячик?»

Настасья Петровна не так громко: «Кто трогал мой мячик?»

Мишутка тихим голосом: «Кто трогал мой мячик?»

Мы всё на место убрали и медведи остались довольны.

 

8. Итог занятия.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (07.01.2018) | Автор: Лукьянова Наталья Михайловна
Просмотров: 4418 | Теги: звук С, дизартрия, Осень, ФФНР | Рейтинг: 4.7/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - "МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ&quo...

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar