Главная » Авторские публикации » Дифференциация звуков

Конспект занятия. Тема: "Теремок - ателье. Дифференциация звуков [С] - [Ш]"

Разработала логопед

Зарубина Виктория Сергеевна

МБДОУ "Детский сад "Родничок"

Цели:

  • уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С - Ш], познакомить графическими образами букв  С и Ш, закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш];
  • установить различия по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
  • развивать  фонематический слух;
  • актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме «Одежда»;
  • совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
  • упражнять в умении согласовывать местоимения с глаголами, числительные с существительными;
  • развивать внимание, мышление.

 

Материал: картинки (Теремок, ежик, мышка, лягушка, заяц, лиса, пальто и его части), 2 вешалки, одежда; артикуляционные профили звуков [С] и [Ш]; ткани (ситец, трикотаж, байка, кожа, мех, лен, шелк, драп, шерсть); зеркала (8 штук).

 

ХОД РАБОТЫ

 

I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ

- Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Жил-был ежик, он очень любил шить. Решил он открыть свое ателье. Пошил он много интересной одежды. Давайте посмотрим, что у него получилось.

Упражнение № 1. Назвать одежду по картинкам. Дифференциация звуков С-Ш.

- Назовите, что нарисовано на картинках (шапка, шарф, штаны, свитер, шуба, сарафан). Какие чаще всего вы назвали? (звуки [С], [Ш]).

 II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ 

- С какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками [С], [Ш]). Мы будем учиться их различать.

- Дайте характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой).

- Дайте характеристику звука [Ш] (согласный, твёрдый, глухой).

- Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (Положением языка, подъемом языка)

- При произнесении звука [С] язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука [Ш] язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

– Звук [С] на письме записывается буквой эС.

– Звук [Ш] на письме записывается буквой Ша.

– На что похожа буква эС? (На кусочек сыра)

– На что похожа буква Ша? ( На шкаф)

- Давайте поможем ежику развешать одежду, которая у него получилась по двум вешалкам: на первую вешалку - одежду, в названии которой есть звук [С], а на вторую - одежду в названии которой есть звук [Ш].

 

- Молодцы. А сейчас поставьте перед собой зеркало и сделаем гимнастику для язычка.

"Иголочка".

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

"Белье на ветру".

Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

"Шитье на разных швейных машинках".

Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

"Строчка".

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

 

- Прослышали про ателье лесные животные, решили они помочь ежику. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, кто первым пришел в ателье к ежику.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

- Прискакала лягушка и говорит ежику: возьми меня к себе в ателье в помощницы. А что ты умеешь делать?», - спросил ежик. Лягушка ему и отвечает: «Я умею делать выкройки для одежды, сейчас я тебе покажу».

Упражнение № 2. «Собери пальто из частей».

Посмотрите на доску, вот такое пальто раскроила лягушка, давайте поможем ей собрать из этих частей целое пальто. Как называются эти части? (дети по очереди соединяют части и называют их)

- Вот какое пальто получилось. Ежику тоже очень понравилось, и решил он взять лягушку в помощницы.

- Только принялись они за работу, как в ателье пришел еще один лесной житель. Угадайте, кто это был.

Зверька узнаем мы с тобой             

По двум таким приметам:                  

Он в шубке беленькой зимой,          

А в шубке серой – летом.         

(Заяц)    

 

- Зайчик стал проситься к ежику в помощники. «А что же ты умеешь?», - спросил ежик. Зайка ему ответил, что он модельер и на складе у него есть много различной ткани, только он совсем запутался в ее названиях, поможем зайчику разобраться? (Да). Пошлите на склад.

- Каждый возьмите по кусочку ткани, потрогайте и скажите, как она называется. А как будет называется одежда из этой ткани?

 

Упражнение № 3 «Назови одним словом». 

Одежда из ситца – ситцевая,

из трикотажа- трикотажная,

из байки – байковая,

из кожи – кожаная,

из меха – меховая,

из фетра – фетровая,

из льна – льняная,

из шелка – шелковая,

из драпа – драповая,

из шерсти – шерстяная.

 

Только закончили они свою работу, как в дверь постучали.  «Кто там?», - спросил ежик. Угадайте, ребята, кто это был.

 

Рыжая плутовка

Хитрая, ловкая.

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее …(Лиса)

 

- Лисичка стала проситься в помощницы к ежику. Ежик спросил ее: «А что ты умеешь делать?». Лиса ему ответила: «Я модель и могу красиво показывать одежду, которую вы сшили». Сейчас я вам это продемонстрирую. Лисичка будет надевать одежду, а мы ей поможем и научим правильно произносить слово надевать в разных предложениях.

 

Упражнение № 4 «Изменяй слово».

Я надеваю штаны, ты надеваешь штаны и т.д.

 

- Лягушка, ежик и зайчик посмотрели показ одежды и с удовольствием взяли Лисичку в свою команду.

Давайте теперь и мы посмотрим, что же сшили зверята и сколько одежды у них получилось.

 

Упражнение № 5 «Скажи сколько».

Пять штанов, три шубы и т.д.

 

III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

- Вот как хорошо потрудились ежик и его помощники, теперь все лесные жители довольны и зимой им уже будет не холодно. 

Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы помочь ежику.

Какие звуки мы сегодня различали? (звуки [С] и [Ш]).

Давайте проверим, как вы сегодня научились различать эти 2 звука. Перед вами лежат листики на которых нарисованы картинки, картинки со звуком [С] – обведите карандашом, картинки со звуком [Ш] – зачеркните. 

Молодцы ребята! Вы так хорошо справились со всеми заданиями и лесные жители, которым вы сегодня помогали вас благодарят и дарят вам наклейки.

Ещё по данной теме:

РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [Ш] и [С]

РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [Ш] и [С] В СЛОВАХ

РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [Ш] и [С] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [Ш] и [С] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Тема №33. Звуки [С] - [Ш]

Категория: Дифференциация звуков | Добавил: Evita (23.07.2014) | Автор: Зарубина Виктория Сергеевна
Просмотров: 5370 | Теги: дифференциация, звук Ш, звук С, одежда | Рейтинг: 5.0/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 4-5 лет

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Всего комментариев: 0
avatar