Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР

Занятие № 4 Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Автоматизация звука [с].
Разработала учитель-логопед 
высшей квалификационной категории 
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна 
 

Занятие № 4

Тема:

Обозначение мягкости согласных на письме 

гласными второго ряда. 

Автоматизация звука [с].

Цели:

  1. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных звуков (в произношении и на слух).
  2. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами второго ряда.
  3. Формировать навык звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложения и текста.
  4. Формировать умение подбирать родственные слова.
  5. Расширять словарный запас по теме «Зима».
  6. Автоматизировать правильное произношение звука [с] в словах и связной речи.
  7. Развивать зрительно-пространственную ориентировку, зрительную память.
  8. Воспитывать стремление к физическому здоровью.

 

Оборудование: бумажные «снежки» со слогами, резиновые игрушки, карточки со звуковыми схемами, предметные картинки (снеговик, снежинка, снегурочка, снегирь), таблица с гласными 2-го ряда для развития зрительно-пространственной ориентировки, сюжетная картинка «Саша и снеговик», цветные карандаши, снежинки, вырезанные из салфеток, для формирования направленной воздушной струи.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
    • Речь с движением.

Как снежинки покружились

И на стулья  опустились.

Будем слушать мы урок,

Чтобы он пошел нам впрок.

(слова авторские)

Как понимаете выражение «пошел впрок»?

  • Оформление тетрадей.

 

  1. Артикуляционная гимнастика.

Подготовим наши органы речи к занятию.

  1. Улыбочка
  2. Заборчик
  3. Желобок
  4. Красим нижний заборчик
  1. Приклеим язычок
  2. Горка
  3. Снегопад (сдуть снежинку)

 

  1. Подбор родственных слов.

От какого слова произошло слово снежинка? Подумайте, какие еще слова произошли от слова снег? (снеговик, снегурочка, снегири). Логопедом демонстрируются предметные картинки с комментарием: снеговик – сделан из снега, снегири – прилетают, когда снег и т.п. Можно ли назвать эти слова родственными? А слово зима будет родственным словом? Почему?

 

  1. Артикуляция, характеристика звука [с]

С какого звука начинаются однокоренные слова? В каком положении губы, зубы, где находится кончик языка? Встречает ли воздух препятствие на своем пути? Работают или нет голосовые связки? Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)

 

 

  1. Сообщение темы.

Назовите из всех однокоренных слов самое длинное слово. Сколько в нем слогов? Сколько гласных? Назовите мягкий согласный. В каком слоге он находится? Какую букву напишите после буквы Н?

В каком ряду живет буква Е? Какие еще буквы живут во 2-ом ряду? (с опорой на пальцы руки) Какую работу они выполняют?

Продолжаем учиться обозначать мягкость согласных на письме гласными 2-го ряда.

Дежурный звук на занятии – звук [с].

 

  1. Развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительной памяти.

Запомните расположение гласных букв 2-го ряда в таблице – это код к картинке, которая понадобиться нам на занятии.

Е

 

Ё

 

Я

 

И

Ю

 

 

Обсуждение, где находится каждая буква, затем табличка убирается.

 

  1. Работа со слогами.

Какие детские зимние забавы вы знаете?

Приносят ли они пользу вашему здоровью?

Зимние забавы приносят большую пользу нашем здоровью, ведь здоровый человек – это счастливый человек. Поэтому чаще старайтесь бывать на свежем воздухе, учитесь кататься на лыжах, коньках, лепите снежных баб.

А сейчас поиграем в снежки. Будем «кидать» их снеговику. Детям раздаются слоги: СА, СЁ, СО, СЫ, СИ, СЯ, СЕ, СУ, СЮ.

Слоги с твердыми согласными «кидайте» справа от снеговика, слоги с мягкими согласными – слева. Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют «снежки» с помощью магнитов.

 

  1. Работа по формированию навыка звукового анализа и синтеза.

Снегурочка принесла вам подарки (самолет, слоник, киска, лиса, пупсик). Назовите одним словом (игрушки). А вот кому какой – вы должны догадаться с помощью звуковых схем, которые я вам раздам.

Дети комментируют свой выбор игрушки.

 

  1. Слоговой анализ слов.

Зарисуйте в тетрадь слоговые схемы названий игрушек, напишите гласные буквы в каждом слоге, поставьте ударение.

 

  1. Профилактика дислексии.

Снегурочка долго шла к нам по зимнему лесу. Если вы сумеете расставить буквы в нужном порядке, то узнаете, кого она встретила в лесу.

СИЛА, КАБЕЛ, КОВЛ, ЛСОЬ, ЗЙАКА

Запишите слова в тетрадь и отметьте в них мягкие согласные.

 

  1. Физминутка.

Речь с движением.

Зайчик по лесу скакал,

Зайчик корм себе искал,

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается –

Кто-то по лесу крадется.

 

Заяц путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и оглянулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

 

  1. Работа с табличкой гласных 2-го ряда.

Вспомните расположение гласных букв в табличке, запишите в свою табличку в тетради. Проверка.

В слове, которое я назову, замените первый твердый согласный звук на мягкий. В табличке закройте красной фишкой ту гласную букву, которую напишите в новом слове.

Слова: ТОМА, МАЛ, СУДА, БЫЛ.

Какая буква у вас осталась незакрытой? Что вы про нее знаете? (Ё  всегда ударная)

 

  1. Развитие связной речи.

Я вижу, что вы научились обозначать мягкость согласных гласными 2-го ряда, и, благодаря вам, я могу открыть сюжетную картинку. Давайте составим по ней рассказ с помощью моих вопросов.

Какое время года наступило? (Наступила зима.)

Сколько слов в этом предложении? Зарисуйте схему этого предложения. Какое главное слово? (зима) Давайте нарисуем в этом прямоугольнике сугробы (применение приемов мнемотехники).

Как догадались, что наступила зима? (Выпал снег.) Это второе предложение в нашем рассказе. Зарисуйте схему. Какое слово главное? Нарисуйте в этом прямоугольнике снежинки.

 Что слепил Саня? (Саня слепил снеговика.) Зарисуйте схему. О ком это предложение? Если дети ошибаются и говорят, что в предложении говорится о снеговике, то логопед уточняет: «Снеговик слепил Саню?» Нарисуйте в прямоугольнике Саню (рожицу).

Получился ли у нас рассказ? Вспомните все предложения с опорой на схему и  главные слова-картинки. Соблюдайте правильную интонацию конца предложения при пересказе. Как озаглавим?

 

  1. Итог.

Потрудились вы на славу!

Для ума и для забавы

Научились вы писать

Гласные в свою тетрадь.

Гласные второго ряда

Хвалят, дети, вас недаром!

И слова, и предложенья

Вам признались в уваженье!

(слова авторские)

И я тоже благодарю вас за урок! 

Категория: Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР | Добавил: vikar (17.10.2013) | Автор: Чередник Виктория Анатольевна
Просмотров: 1344 | Теги: профилактика ошибок письменной речи, звук С | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 6-7 лет

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 3-4 лет

Всего комментариев: 0
avatar