Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы. Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Путешествие в сказку «Теремок»

Разработала и провела учитель-логопед

Филиппова Светлана Анатольевна

МКДОУ БГО   детский сад  № 12 общеразвивающего вида

г. Борисоглебск. Воронежская область

Цели занятия:     

1. Коррекционно-развивающие:

  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения. Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в слогах, словах, фразах, предложениях, в разговорной речи.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
  • Закрепление навыка грамматически правильного построения предложения из 2; 3; 5 слов (наращивание).
  • Закреплять навык нахождения слов, созвучных в произношении, но отличающихся одним звуком (паронимы).
  • Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
  • Развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений
  • Развитие произвольного внимания, логического мышления,  памяти, связной речи,   интонационной выразительности.

2. Образовательные

  • . Развивать и совершенствовать фонематическое восприятие, связную речь

3. Воспитательные:

  • Воспитание нравственных качеств (доброты, желания выслушивать ответы друг друга)
  • Воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно;
  • Развитие самоконтроля  над звукопроизношением.

Оборудование:

  • Зал оборудован по сказке «Теремок».
  • Звуковые индивидуальные « дорожки» для закрепления  изолированного  произношения [C] – [Ш].
  • Символы звуков, магнитная доска.
  • «Слоговая лесенка» в виде солнышка, разделённое на 2 половинки «С, Ш»,  с гласными буквами на лучах.(закрепление в слогогах)
  • Картинки-бабочки- прищепки  для дифференциации звуков, звуковая полянка, цветы с лепестками(автоматизация в словах).
  • Кубик с картинками, содержащие оба звука(для игры «Снежный ком»)
  • Мяч, погремушка.
  • Индивидуальные  карточки с картинками, содержащие слова-паронимы, маркеры по количеству детей.
  • «Горка» для наращивания предложений с графическим изображением предложений из 2, 3, 5 слов.
  • Индивидуальные  доски с  пробками красного, синего и зелёного цвета для звукового анализа слова. Образец.
  • Картинки- иллюстрации скороговорок.
  • Мягкие игрушки: мишка, лиса, мышка, волк, заяц, плоскостные изображения лягушат.
  • Куклы би-ба-бо по сказке «Теремок».
  • Картинка с изображение весёлого и грустного язычка, карточки с домашним заданием, поощрительные призы.
  • Мольберты.
  • Бархатные коврики с элементами разрезных букв С и Ш.

Организационный момент

Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие – в сказку, а с собой  в помощники возьмём звуки [С] и [Ш.] Наш язычок должен четко, правильно и красиво произносить наши звуки. Только как нам попасть в сказку?

Выполним дыхательное упражнение: вдох через нос,  плавный выдох ртом: «Щёк своих не надуваю, в сказку бабочек сдуваю». «Вокруг себя повернись, в сказке очутись!»    (Музыка)

Вот мы и в сказке.

- Какой красивый волшебный лес.

Как сказочно поют птицы! А нас встречает ветерок, а мы с вами подойдём к звуковым дорожкам и будем путешествовать вместе с ним.

 

Работа на пальчиковых тренажерах-дорожках, закрепление изолированных звуков

- Подул тёплый ветерок и зашумели листья (дети водят пальчиком по тактильным дорожкам и произносят «ш-ш-ш». .

-Подул холодный ветерок «с-с-с».

-Как шумел лес от тёплого ветерка? 

-Чья ещё это песенка? (змеи, сердитого гуся, воздуха, выходящего из шины).

-Как шумел лес от холодного ветерка? Чья ещё это песенка? (насоса, водички из крана).

-А ветерок зовёт  нас дальше в сказку…

-Ребята, а звуки-помощники, какие они? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?

 

Характеристика звуков по символам

 А помогут нам в этом в этом рисунки-символы звуков.(Дети рассказывают о звуках, дают характеристику по акустическим и артикуляционным признакам).

- Вот мы и вспомнили всё о наших звуках-помощниках.

Обращаю внимание детей на солнышко.

 

Автоматизация звуков в слогах, закрепление зрительного образа звуков

- Какое красивое волшебное солнышко. Оно не простое, а звуковое. А что вы увидели на лучиках? (фотографии гласных звуков) Солнышко спит..Поздороваемся с солнышком и оно проснётся! ( водят пальчиком по лучам, пропевая слоги:СА-со-су-сы-ша-шо-шу-ши. --Вот солнышко и прснулось! Солнышку очень понравилось и оно дарит вам свои лучики и  предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот».

 

Дифференциация звуков «С»- «Ш» в слогах

(индивидуальные солнышки с тактильной серединкой). Я говорю «СА», а вы: «Ша» и нажимаете пальчиком. СО-Шо, Шу-Су и т.д.

 

Работа на бархатных ковриках составление букв С, Ш из элементов.

-Солнечные лучи ласково указывают нам дорогу дальше…_Посмотрите, речка, она не простая, а волшебная.

 

Закрепление звуков в чистоговорках

А что растёт у реки? (камыши)

«Ши-ши-ши – что- то шепчут камыши.

 Ша-ша-ша – кто у камыша?

Ушка-ушка-ушка - в камышах сидит лягушка. «Какой звук-помощник живёт в слове? (Ш.)

 

Дифференциация звуков «С»- «Ш» в словах

Два весёлых лягушонка Соня и Шура ловили на берегу реки бабочек. Помогите посадить лягушонку Соне бабочки с картинками со звуком «С», а Шуре со звуком «Ш».(сажают бабочек с помощью прищепок).Ой, какой необычный кубик, выходите на полянку играть.

 

 Игра на развитие ВПФ «Снежный ком»(сушки, Саша, шоссе, путешественник, машинист, солнышко).  Какие звуки- помощники в этих словах? (с и ш).

-Наше путешествие продолжается. Посмотрите, какая шелковистая, зелёная травка, потрогайте её руками. Кто это в травке сидит?

«ышка-ышка-ышка - в травке маленькая мышка.

Какой звук-помощник живёт в слове «Мышка?» А у мышки мячик.

 

Расскажем мышке, что из чего сделано? Закрепление образования относительных прилагательных

(кувшин из стекла, косынка из шёлка, шляпа из соломы, шарик из пластилина, кошка из пластмассы, шарф из шерсти).

А кто ещё прячется в кустах? СА-СА-СА - это лисонька-лиса. А какой звук-помощник живёт в слове «Лиса»?

 

А у лисы для нас задание: Подойдите к столу. Надо подобрать похожие по звучанию слова и соединить их линией. Образование  слов-паронимов

( миска-мишка, уши-усы, кашка-каска, крыса-крыша).Назовите пары слов. Чем же эти слова отличаются? В подвале живёт…крыса, у дома красная крыша…Молодцы.

 

Расскажем чистоговорку про мышку и лису:

«Язык кверху-ша-ша-ша-наша мышка хороша

.Язык книзу-са-са-са-сидит в кустиках лиса.

Язык кверху- шо-шо-шо-в травке мышке хорошо

Язык книзу со-со-со—у лисы колесо.

Ши-ши-ши-усы у мышки хороши,

 Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы»

 

Упражнение в словоизменении

-Ребята, я слышу шум. Присядем на лужайке и будем изменять предложение: «Я слышу шум в лесу», ты .он. она, ..мы ..вы ..они..(с погремушкой).А как вы думаете, кто может с шумом ходить по лесу?(мишка) А какой звук-помощник живёт в этом слове? Наш мишка подошёл к горке, а забраться никак не может. Давайте мы ему поможем. Посмотрите, какая необычная горка. А что это за прямоугольники? Это слова.

 

Наращивание предложений

-Придумайте предложение из 2 слов про мишку. Скажите, что он делает?» Мишка спешит» (мишка поднимается на 1 ступеньку). Теперь придумайте предложение из 3 слов. Какой мишка спешит? Косолапый мишка спешит. (Мишка поднимается ещё на ступеньку) Куда спешит косолапый мишка? из 5 слов. Косолапый мишка спешит в лес). Мишка поднимается на горку.

-Мишке очень понравилось, и теперь он спрашивает, сколько звуков живет в его слове?

 

Звуковой анализ и синтез слова МИШКА

Давайте пропоём эти звуки. (Интонирование) проходите за столы и обозначьте звуки с помощью разноцветных пробок.  Сравнивание с образцом – Сколько красных пробок? Почему? Сколько синих, зелёных? Почему? Почему 1 зелёная?

-Скажите, кого мы встретили по дороге к сказке? А  как вы думаете, это герои какой сказки? А всех ли сказочных героев мы встретили?  Кого нет?(волка, зайца).А как вы думаете , почему?(нет звуков С и Ш).Но в наша сказка волшебная волк с зайцем тоже в нашей сказке послушают чистоговорки , в которых содержатся оба звука «С» и «Ш».

«Шашки на столе. Шишки на сосне», « Совушка- совушка –сонная головушка», «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».

А сейчас вы будете артистами. Свою сказку мы расскажем и покажем.

 

-Выходите на полянку-будем строить теремок: Инсценирование сказки

 ( Одеваю фартук-теремок» .«Стоит в поле теремок…»

Мышка: «Я-мышка-норушка. Семечки сушу. Тишину слушаю».

Лягушка: «Я - лягушка-квакушка, сочинила 6 смешных стишков и смотрю на солнышко».

Заяц: «Я-зайчик – быстрые ножки, на ножках красные босоножки».

Волк: «Я - волчишко-серый бочишко, был на лесной опушке, собирал волнушки».

Лиса: «Я - лиса-пушистый хвост краса. Душистые ландыши собираю, с полосатым шмелем играю.»

Медведь: « Я - косолапый мишка, Сосновые шишки сушу, на лесной опушке сижу».

-Пустили звери мишку в свой теремок и стали дружно жить и со звуками дружить. Молодцы!

Ребята, посмотрите, наш язычок грустный или весёлый? Почему? (ответы детей).

Вам  задание :Превратить наши буквы С и Ш  в забавных зверюшек.

 

Профилактика дисграфии Нарисуйте им ушки, глазки, хвостик. Посмотрите, как это сделала я.

-Ну, вот и  пора возвращаться в детский сад.

« Вокруг себя повернись

В детском саду очутись».

 

Итог занятия

-Вот мы и в детском саду! В какой сказке были? Какие звуки помогали? На этом занятие закончено и на память о нашем путешествии вам призы. До свидания. Спасибо.

Уход детей в группу.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (08.11.2014) | Автор: Филиппова Светлана Анатольевна
Просмотров: 2655 | Теги: Сказка, ФФНР, звук Ш, ОНР, дифференциация, звук С | Рейтинг: 4.4/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 4-5 лет

Всего комментариев: 0
avatar