Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Разработала и провела учитель-логопед Филиппова Светлана Анатольевна МКДОУ БГО детский сад № 12 общеразвивающего вида г. Борисоглебск. Воронежская область Цели занятия: 1. Коррекционно-развивающие:
2. Образовательные
3. Воспитательные:
Оборудование:
Организационный момент Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие – в сказку, а с собой в помощники возьмём звуки [С] и [Ш.] Наш язычок должен четко, правильно и красиво произносить наши звуки. Только как нам попасть в сказку? Выполним дыхательное упражнение: вдох через нос, плавный выдох ртом: «Щёк своих не надуваю, в сказку бабочек сдуваю». «Вокруг себя повернись, в сказке очутись!» (Музыка) Вот мы и в сказке. - Какой красивый волшебный лес. Как сказочно поют птицы! А нас встречает ветерок, а мы с вами подойдём к звуковым дорожкам и будем путешествовать вместе с ним.
Работа на пальчиковых тренажерах-дорожках, закрепление изолированных звуков - Подул тёплый ветерок и зашумели листья (дети водят пальчиком по тактильным дорожкам и произносят «ш-ш-ш». . -Подул холодный ветерок «с-с-с». -Как шумел лес от тёплого ветерка? -Чья ещё это песенка? (змеи, сердитого гуся, воздуха, выходящего из шины). -Как шумел лес от холодного ветерка? Чья ещё это песенка? (насоса, водички из крана). -А ветерок зовёт нас дальше в сказку… -Ребята, а звуки-помощники, какие они? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?
Характеристика звуков по символам А помогут нам в этом в этом рисунки-символы звуков.(Дети рассказывают о звуках, дают характеристику по акустическим и артикуляционным признакам). - Вот мы и вспомнили всё о наших звуках-помощниках. Обращаю внимание детей на солнышко.
Автоматизация звуков в слогах, закрепление зрительного образа звуков - Какое красивое волшебное солнышко. Оно не простое, а звуковое. А что вы увидели на лучиках? (фотографии гласных звуков) Солнышко спит..Поздороваемся с солнышком и оно проснётся! ( водят пальчиком по лучам, пропевая слоги:СА-со-су-сы-ша-шо-шу-ши. --Вот солнышко и прснулось! Солнышку очень понравилось и оно дарит вам свои лучики и предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот».
Дифференциация звуков «С»- «Ш» в слогах (индивидуальные солнышки с тактильной серединкой). Я говорю «СА», а вы: «Ша» и нажимаете пальчиком. СО-Шо, Шу-Су и т.д.
Работа на бархатных ковриках составление букв С, Ш из элементов. -Солнечные лучи ласково указывают нам дорогу дальше…_Посмотрите, речка, она не простая, а волшебная.
Закрепление звуков в чистоговорках А что растёт у реки? (камыши) «Ши-ши-ши – что- то шепчут камыши. Ша-ша-ша – кто у камыша? Ушка-ушка-ушка - в камышах сидит лягушка. «Какой звук-помощник живёт в слове? (Ш.)
Дифференциация звуков «С»- «Ш» в словах Два весёлых лягушонка Соня и Шура ловили на берегу реки бабочек. Помогите посадить лягушонку Соне бабочки с картинками со звуком «С», а Шуре со звуком «Ш».(сажают бабочек с помощью прищепок).Ой, какой необычный кубик, выходите на полянку играть.
Игра на развитие ВПФ «Снежный ком»(сушки, Саша, шоссе, путешественник, машинист, солнышко). Какие звуки- помощники в этих словах? (с и ш). -Наше путешествие продолжается. Посмотрите, какая шелковистая, зелёная травка, потрогайте её руками. Кто это в травке сидит? «ышка-ышка-ышка - в травке маленькая мышка. Какой звук-помощник живёт в слове «Мышка?» А у мышки мячик.
Расскажем мышке, что из чего сделано? Закрепление образования относительных прилагательных (кувшин из стекла, косынка из шёлка, шляпа из соломы, шарик из пластилина, кошка из пластмассы, шарф из шерсти). А кто ещё прячется в кустах? СА-СА-СА - это лисонька-лиса. А какой звук-помощник живёт в слове «Лиса»?
А у лисы для нас задание: Подойдите к столу. Надо подобрать похожие по звучанию слова и соединить их линией. Образование слов-паронимов ( миска-мишка, уши-усы, кашка-каска, крыса-крыша).Назовите пары слов. Чем же эти слова отличаются? В подвале живёт…крыса, у дома красная крыша…Молодцы.
Расскажем чистоговорку про мышку и лису: «Язык кверху-ша-ша-ша-наша мышка хороша .Язык книзу-са-са-са-сидит в кустиках лиса. Язык кверху- шо-шо-шо-в травке мышке хорошо Язык книзу со-со-со—у лисы колесо. Ши-ши-ши-усы у мышки хороши, Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы»
Упражнение в словоизменении -Ребята, я слышу шум. Присядем на лужайке и будем изменять предложение: «Я слышу шум в лесу», ты .он. она, ..мы ..вы ..они..(с погремушкой).А как вы думаете, кто может с шумом ходить по лесу?(мишка) А какой звук-помощник живёт в этом слове? Наш мишка подошёл к горке, а забраться никак не может. Давайте мы ему поможем. Посмотрите, какая необычная горка. А что это за прямоугольники? Это слова.
Наращивание предложений -Придумайте предложение из 2 слов про мишку. Скажите, что он делает?» Мишка спешит» (мишка поднимается на 1 ступеньку). Теперь придумайте предложение из 3 слов. Какой мишка спешит? Косолапый мишка спешит. (Мишка поднимается ещё на ступеньку) Куда спешит косолапый мишка? из 5 слов. Косолапый мишка спешит в лес). Мишка поднимается на горку. -Мишке очень понравилось, и теперь он спрашивает, сколько звуков живет в его слове?
Звуковой анализ и синтез слова МИШКА Давайте пропоём эти звуки. (Интонирование) проходите за столы и обозначьте звуки с помощью разноцветных пробок. Сравнивание с образцом – Сколько красных пробок? Почему? Сколько синих, зелёных? Почему? Почему 1 зелёная? -Скажите, кого мы встретили по дороге к сказке? А как вы думаете, это герои какой сказки? А всех ли сказочных героев мы встретили? Кого нет?(волка, зайца).А как вы думаете , почему?(нет звуков С и Ш).Но в наша сказка волшебная волк с зайцем тоже в нашей сказке послушают чистоговорки , в которых содержатся оба звука «С» и «Ш». «Шашки на столе. Шишки на сосне», « Совушка- совушка –сонная головушка», «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». А сейчас вы будете артистами. Свою сказку мы расскажем и покажем.
-Выходите на полянку-будем строить теремок: Инсценирование сказки ( Одеваю фартук-теремок» .«Стоит в поле теремок…» Мышка: «Я-мышка-норушка. Семечки сушу. Тишину слушаю». Лягушка: «Я - лягушка-квакушка, сочинила 6 смешных стишков и смотрю на солнышко». Заяц: «Я-зайчик – быстрые ножки, на ножках красные босоножки». Волк: «Я - волчишко-серый бочишко, был на лесной опушке, собирал волнушки». Лиса: «Я - лиса-пушистый хвост краса. Душистые ландыши собираю, с полосатым шмелем играю.» Медведь: « Я - косолапый мишка, Сосновые шишки сушу, на лесной опушке сижу». -Пустили звери мишку в свой теремок и стали дружно жить и со звуками дружить. Молодцы! Ребята, посмотрите, наш язычок грустный или весёлый? Почему? (ответы детей). Вам задание :Превратить наши буквы С и Ш в забавных зверюшек.
Профилактика дисграфии Нарисуйте им ушки, глазки, хвостик. Посмотрите, как это сделала я. -Ну, вот и пора возвращаться в детский сад. « Вокруг себя повернись В детском саду очутись».
Итог занятия -Вот мы и в детском саду! В какой сказке были? Какие звуки помогали? На этом занятие закончено и на память о нашем путешествии вам призы. До свидания. Спасибо. Уход детей в группу. | |
Просмотров: 6911 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |