Главная » Авторские публикации » Памятки для педагогов

Основные направления в работе по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

 Подготовила учитель - логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ  Детский сад № 30 "Берёзка" город Чусовой

 

Основные направления работы

по формированию звукопроизношения

и  звуковой культуры речи детей в игровых упражнениях

 

Развитие правильного речевого дыхания-здоровъесберегающая технология

Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры.

Развитие фонематического слуха

1.Дифференцирование носового и ротового выдоха:

- "ёжик  нюхает" (нос-нос)

- "собачке жарко (дышит ротиком- ротик-ротик)

- "понюхаем цветочки"- "АХ!

 

2. Неречевая дыхательная  гимнастика:

-"султанчики", "снежинки", "мельницы", надувание мыльных пузырей", воздушных шаров, играем на дудочке, губной гармошке).

 

3. Речевая дыхательная гимнастика:

(проговаривание, пропевание речевого материала , параллельно работая над

-силой голоса

-Темпом

-Ритмом

-дикцией

-Эмоциональной окраской

- уровень звуков, звуковых рядов; звукокомплексов, звукоподражания..)

-уровень слогов,  слоговых рядов;

-уровень  слов разной слоговой структуры, словесных дорожек (месяцев, счёт, времена года)

-уровень фразы

предложения разной сложности, пословиц, поговорок,  загадок, чистоговорок, строчек стихотворений.

 

4.Динамическая дыхательная гимнастика с физическими упражнениями) (логоритмические упражнения, биоэнергопластика -это соединение движений артикуляционного аппарата  с движениями кисти рук.)

 

 

 

1. Знакомство с органами речи: язык, губы, нос, мягкое нёбо, твёрдое нёбо)

 

2. Статическая артикуляционная гимнастика; ;для губ и языка, щёк;

 

3. Динамическая гимнастика для губ, языка, щёк)

 

4. Общие артикуляционные упражнения;

 

5. Специальные артикуляционные упражнения;

 

6. Самомасскаж язычка

 

7. Самомассаж лица и шеи;

 

8. Артикуляционные сказки по лексическим темам;

 

9. Артикуляционные считалочки;

 

10.  Весёлые истории язычка;

 

11. Музыкальные потешки, чистоговорки  сопровождением гимн. язычка

12. Подвижные игры  с совмещением артикуляционных упражнений

 

13. Автоматизация поставленных звуков в речевом материале  заменяет артикуляционную гимнастику.

 

14. Неспецифическая артикуляционная гимнастика (жевание  фруктов, овощей, мяса, улыбка, поцелуи, сосание груди в младенческом возрасте...)

 

15. Психогимнастика (развиваем эмоции и чувства детей, корректируем психологическое состояние детей));

 

1. Узнавание неречевых звуков (шум дождя, звуки различных предметов, муз.инструментов, звуки животных....)

 

2. Определение на слух кто говорит по тембру голоса. Игра "кто тебя позвал"

 

3. Работа над ритмами.

"Хлопни как я" "найди ритмический рисунок";

 

4. Работа  на вербальном (словесном уровне):

-уровень звуков (повторение звуков громко- тихо- шёпотом,  длительно и  многократно, узнавание звуков "поймай звук", подбор символов-картинок, предметов на каждый звук ...)

 

-уровень слогов (повтори с разным ритмом слоговую дорожку, с разной эмоциональной окраской, с разной силой голоса, с разным темпом)

 

-уровень слов ( ритм, темп, эмоциональная окраска, сила голоса,  рифма, доскажи словечко...

 

-уровень фраз (чистоговорки, предложения, пословицы, поговорки, загадки, потешки, речёвки,  считалочки..)

 

5.  Развитие навыков элементарного звуко - слогового   анализа и синтеза  слов (ребусы, сложи слово из звуков, слогов, позиция звука в слове,  количество звуков в слове, прочти по первым звукам ...)

 

 

Основные направления работы

по формированию звукопроизношения

и  звуковой культуры речи детей в игровых упражнениях

на материале лексической темы "домашние животные"

 

Развитие правильного речевого дыхания-здоровъесберегающая технология

Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры.

Развитие фонематического слуха

 

1. Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха:

"Собачке жарко", "Собачка нюхает"

 

2. Развитие речевого выдоха на материале слоговой дорожки "ку-ка-ре-ку", материале чистоговорок, логоритмических упражнений под музыку- танец " у коровы пятна, пятна.."

 

 

1. Статические и динамические  упражнения для губ и язычка : Свинка чавкает, корова жуёт, киска лакает молоко, киска спинку выгибает,  лошадка цокает, коза бодается,  язычок собачки....

 

2.Развитие  психо-эмоциональной сферы ребёнка  "петушок проснулся" и работа над силой голоса.

3. Проговаривание чистоговорок:

Ова-ова-ова-траву жуёт корова

 

 

1. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Узнавание крика домашних животных.

 

2. Развитие фонематического слуха на уровне слов- подбор слов в рифму к чистоговоркам,  элементарный звуковой анализ  звукокомплекса "иа"

 

 
Категория: Памятки для педагогов | Добавил: Evita (02.02.2017) | Автор: Старостина Марина Александровна
Просмотров: 3618 | Теги: Памятка, звукопроизношение, лексика | Рейтинг: 4.1/8

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Картотека картинок для камешков Марблс – ОВОЩИ

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar