Главная » 2014 » Июнь » 6 » Занятие № 65. Тема: Общение с одноклассниками. «Уроки вежливости».
17:52
Занятие № 65. Тема: Общение с одноклассниками. «Уроки вежливости».

Цели:

  • закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
  • упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
  • продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
  • продолжить работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • продолжить обучение релаксации.     

                                              Ход занятия.   

1. Организационный момент.

- Вспомните, какие вежливые слова вы знаете, назовите их.  (Ответы детей.)

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня на занятии мы поговорим  о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях.

3. Основная часть.

А) Чтение правил вежливости.  (Работа с карточками.)

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

- Давайте дополним эти правила. Что бы вы ещё могли добавить к этим правилам? (Ответы детей.)

Б) Игра «Похвали друга».

- А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушайте, как это сделаю я.

- Оля, ты такая умница, ты очень послушная девочка, я очень, что стала красиво говорить.

(Дети хвалят друг друга.)

В) Игра «Вежливые слова».

Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.

               Спасибо.                                                            Пожалуйста.

За что мы говорим «спасибо»?                      Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За, всё, что делают для нас.                             Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы,                    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз.                                Нам становится неуютно.

                 Простите.                                                               Добрый день!

Простите, я больше не буду                             - Добрый день! – тебе сказали.

Нечаянно бить посуду                                        - Добрый день! – ответил ты.

И взрослых перебивать,                                     Как две ниточки связали

И что обещал – забывать.                                  Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.

            Доброго пути.                                                          Здравствуйте.

Нам желают: «Доброго пути!» -                     - Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Будет легче ехать и идти.                                   – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь                      И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь.                           И здоровым будет много лет.

- Вежливый  человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.

Г) Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища?».

- Ребята, у вас в классе у детей есть прозвища? Это очень плохо. Особенно, если прозвища связаны с внешним видом или болезнями. Над физическими недостатками людей смеются только глупые и невоспитанные люди. Вспомните, на какое желание потратила последний лепесток девочка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»?  (Ответы детей.) Правильно она поступила? А как вы должны себя вести, если рядом с вами человек, у которого плохое зрении, если ваш одноклассник очень полный, если у вашего одноклассника слабое здоровье? (Ответы детей.)

Д) Игра «Волшебное слово».

- Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если  я его  добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)

4. Развитие общих речевых навыков.

Развитие мимических и артикуляторных мышц.

Комплекс №1 – упражнения № 2, 3, 6, 16.

Развитие диафрагмального выдоха.

Комплекс №2 – упражнения № 2, 6, 8.

Развитие голоса.

Комплекс № 3 – упражнения № 8, 12, 13.

Е) Беседа «Уважайте желания других».

- Иногда случается так, что кто-то пристаёт к другим, навязывая им свои желания, заставляя заниматься тем, чем они заниматься не хотят. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации? Расскажите об этом.  (Ответы детей.) Как вы думаете, стоит ли так делать? (Ответы детей.)

Ё) Чтение сказки С.Михалкова по ролям «Хочу бодаться».

  Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

 - Хочу бодаться! Давай бодаться!..

 - Отстань от меня! – сказал Индюк и важно отошел в сторону.

- Давай бодаться! – пристал Козленок к Поросенку.

 - Отвяжись! – ответил поросенок и зарылся пятачком в землю.

 Подбежал Козленок к старой Овце:

 - Давай бодаться!

 - Отойди от меня! – попросила Овца. – Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

 - А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

 Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

 Увидел Козленок Щенка.

 - А ну! Давай бодаться!

 - Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.

 - Постой! – заплакал Козленок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

 - А я хочу кусаться! – ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

- Есть стихотворение «Ворона», прослушайте его.

Ворона с балкона стащила горбушку.

И клюнула кошку нахально в макушку.

Теперь за воробышком гонится…

Ворона, да ты же разбойница!

- Не напоминает ли вам поведение вороны выходки козлёнка? Как можно охарактеризовать ворону и козлёнка?(невоспитанные, грубые, приставучие, нахальные …)

5. Физминутка.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем поклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Сколько точек будет в круге,

 Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Ж) Игра «Назови ласково».

- Ребята, вспомните, пожалуйста, как вас ласково называет мама? (Ответы детей.)

- Давайте придумаем ласковые имена для мамы. (Мамочка, мамуля , мамка, мамулечка.)

- Давайте скажем ласково: брат - … (братик)

                                                  сестра - … (сестричка)

                                                  папа - … (папочка, папуля)

З) Игра «Подскажи словечко».

- Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!» Женщина поблагодарила его: «…!» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул стоящего рядом мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».

- Можно ли назвать Вову воспитанным мальчиком? Почему вы так думаете? (Ответы детей.)  - Прослушайте другой рассказ.

 Таня сидела в марщрутке. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась, боясь испачкаться. Старушка напротив сказала: «Девочка, сиди спокойно, перестань вертеться! Так вести себя нельзя».

Таня ответила: «А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно».

- Ребята, как вы думаете, можно ли назвать Таню вежливой, несмотря на то, что она в речи употребляет вежливые слова? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята, важно не только, что вы говорите, но и как вы это делаете.

И) Беседа по содержанию стихотворения «Невежливая вежливость».

Чтение стихотворения логопедом.

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье:

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Еле-еле задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дернет за косынку.

- Ты куда, Иринка, стой!

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес парнишка гору книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи.

- Извините! Добрый вечер!

- Ты, - парнишка, - закричал,

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

- Чтобы вы посоветовали Петрусе? Почему его посчитали невежливым мальчиком?

6.Релаксация.

Комплекс № 4 – упражнения № 16, 17.

К) Образование прилагательных.

Плохо – плохой                                хорошо – хороший

Добро – добрый                              зло – злой

Правда – правдивый                      вежливость – вежливый и т.д.

7. Подведение итогов занятия.  

Составить пословицы из их частей.

Плохо жить без забот,                                             хуже без ласкового слова.

Доброе слово человеку,                                         что дождь в засуху.

Ласковое слово                                                         и кошке приятно.

Чужого не ругай,                                                       своего не хвали.

От вежливых слов                                                     язык не отсохнет.       

 

Приложение  65

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

 

                Спасибо                                             Пожалуйста

 

                Простите                                           Добрый день!

 

            Доброго пути!                                    Здравствуйте

 

За что мы говорим «спасибо»?                     Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За всё, что делают для нас.                            Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы,                     Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз.                                Нам становится неуютно.

 

Простите, я больше не буду                                         - Добрый день! – тебе сказали.

Нечаянно бить посуду                                                    - Добрый день! – ответил ты.

И взрослых перебивать,                                                 Как две ниточки связали

И что обещал – забывать.                                              Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.

 

Нам желают: «Доброго пути!» -                   - Здравствуйте! – ты скажешь  человеку.

Будет легче ехать и идти.                             – Здравствуй! Улыбнулся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь                           И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь.                                И здоровым будет много лет.

 

                                                 «Хочу бодаться».

Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

-Хочу бодаться! Давай бодаться!

-Отстань от меня! Сказал Индюк и важно отошёл в сторону.

-Давай бодаться! – пристал Козлёнок к Поросёнку.

-Отвяжись! Ответил Поросёнок и зарылся пятачком в землю.

Подбежал Козлёнок к старой Овце:

-Давай бодаться!

-Отойди от меня! – попросила Овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

-А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

Увидел Козлёнок Щенка.

-А ну! Давай бодаться!

-Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.

-Постой! – заплакал Козлёнок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

-А я хочу кусаться! – ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.      

 

Плохо жить без забот,                                  хуже без ласковых слов.

Доброе слово человеку,                              что дождь в засуху.

Ласковое слово                                              и кошке приятно.

Чужого не ругай,                                            своего не хвали.

От вежливых слов                                          язык не отсохнет.

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Ещё по данной теме:


Категория: Логопедические занятия с заикающимися детьми | Просмотров: 8583 | Добавил: Evita | Рейтинг: 4.5/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Всего комментариев: 1
avatar
0
1 НИКУШКА • 02:51, 15.10.2015
Банальность
Владимир Шебзухов

по Михалкову

Козлёнок предложил щенку: –
«Давай с тобой бодаться!»
На удивление ему,
Согласный, стал кусаться!

Хоть был глупыш тому не рад.
Но понял с той поры –
Не каждый примет твой формат
И правило игры!

Банальна ли мораль для нас?
О, да! Правдивы книжки…
Пусть прозвучит она в свой час,
Не набивать, чтоб… шишки.
omForm">
avatar