Разработала: учитель – логопед Кулешова Екатерина Александровна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка» г. Луховицы
Цель: формирование фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза у детей на материале звуков [м] [мь].
Задачи:
- Коррекционно – образовательные: закреплять навык выделения звуков [м] [мь] в начале, середине, конце слова, познакомить с буквой М, упражнять в различении на слух твердых и мягких согласных звуков, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза открытых слогов, закрепить понятия звонкий - глухой согласный звук, мягкий - твердый согласный звук, закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
- Коррекционно – развивающие: совершенствовать навык составления букв с помощью камешков «Марблс», активизировать движения речевого аппарата, развивать мимическую мускулатуру лица, общую моторику, совершенствовать навыки ориентировки на плоскости, развивать у детей самоконтроль за собственной речью и речью сверстников, развивать внимание, память, мышление.
- Коррекционно – воспитательные: формировать позитивное отношение к логопедическим занятиям, умение внимательно слушать педагога и товарищей, воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, камешки марблс, карточки для выкладывания буквы М, с картинками для Маши и Медведя, слоговые карточки, простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед вместе с детьми входит в группу. Дети стоят в кругу.
Логопед:
Есть необычная страна
Ее на карте не найти
Зовется Грамотой она
И каждый рад туда прийти
В волшебную страну для вас
Я открываю дверь сейчас.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Грамоты, но чтобы отправиться в эту страну нам нужно произнести волшебные слова.
Мы в страну «живого слова»
Держим путь сегодня снова,
В мир волшебной, доброй сказки –
Лишь на миг зажмурим глазки.
2. Встреча с Машей и Медведем
Логопед: Посмотрите, ребята, вот мы и прибыли в страну Грамоты.
(Появляются на экране Маша и Медведь).
Звучит голос Маши: «Здравствуйте, ребята, как хорошо, что мы вас встретили. Миша привел меня сюда, чтобы я подготовилась к школе, узнала новое. А с чего начать, и не знаем. Может, вы подскажите и покажите, что я должна уметь делать, чтобы подготовиться к школе».
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: А начнем мы с вами с зарядки для языка. Для этого присаживайтесь за столы.
(Проводится артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение)
4. Знакомство со звуками [м], [мь].
Логопед: Назовите первый звук в слове Маша.
Дети: В слове Маша первый звук [м]
Логопед: Скажите, звук [м] какой?
Дети: Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом
Логопед: Назовите первый звук в слове Миша
Дети: В слове Миша первый звук [мь]
Логопед: Звук [мь] какой?
Дети: Звук [мь] согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
5. Знакомство с буквой М
Логопед: Звуки [м], [мь] обозначаются буквой М.
Пропишите букву М в воздухе. Из скольких палочек состоит буква М?
Дети: Буква М состоит из четырех палочек
Логопед: Возьмите карточки, которые у вас лежат на столах.
Выложите в левом верхнем углу букву М синим цветом.
Логопед: Выложите в правом нижнем углу букву М зеленым цветом.
Логопед: Рома, каким цветом, ты выложил букву М в левом верхнем углу?
Дети: Я выложил букву М синим цветом.
Логопед: Дима, где находится букву М зеленого цвета?
Дети: Буква М зеленого цвета находится в правом нижнем углу.
6.Физминутка
На экране появляется Маша и звучит ее голос: «Как много вы знаете».
Логопед: Да. А еще для того, чтобы подготовиться к школе нужно уметь отдыхать. Ребята, выходите на ковер.
Мы – осенние листочки (качать головой вправо – влево)
Мы на веточках сидели (медленно поднимать руки вверх, затем плавно опускать вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой (качаться вправо – влево)
Друг за другом улетели
Полетели, полетели (медленно поднимать руки вверх, затем плавно опускать вниз)
И на землю сели (присесть на корточки)
Ветер снова набежал, (встать на носочки, тянуться вверх руками)
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил, (покружиться вокруг себя на месте)
И на землю опустил (сесть на корточки)
7. Картинки Маше и Медведю
Логопед: У вас на столах картинки. Возьмите их и назовите картинки со звуком [м].
Дети: Мышь, альбом, машина, лимон, морковь.
Логопед: Назовите картинки со звуком [мь].
Дети: Мёд, мяч, мешок, помидор, меч.
Логопед: Соедините линией картинки с Машей и Мишей. С Машей мы соединим те картинки, в названиях которых есть звук [м]. С Мишей те картинки, в названиях которых есть звук [мь].
Логопед: Милана, назови картинки, которые ты соединила с Машей.
Дети: Мышь, альбом, машина, лимон, морковь.
Логопед: Дима, назови картинки, которые ты соединил с Мишей.
Дети: Мёд, мяч, мешок, помидор, меч.
На экране появляется слайд с нужными линиями.
Логопед: А теперь поменяйтесь карточками со своим соседом. Посмотрите на экран и проверьте, все ли правильно у него сделано. Если вы нашли ошибки, исправьте их.
8. Составление звуковых схем слогов
Логопед: Ребята, а еще давайте покажем Маше, как мы умеем читать и не только.
На экране слайд со слоговыми рядами МА МУ МИ.
Логопед: Прочитаем вместе эти слоги.
Логопед: Возьмите карточки со слогами. Найдите у себя на карточках слог МУ. Выложите звуковую схему слога МУ с помощью камешков марблс
Логопед: Ирина, почему ты подобрала синий камешек для звука [м]?
Дети: Потому что звук [м] согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Логопед: Проверьте, такая схема у вас получилась?
Логопед: Найдите у себя слог МИ. Выложите звуковую схему этого слога с помощью камешков.
Логопед: Марина, почему ты подобрала зеленый камешек для звука [мь]
Дети: Потому что звук [мь] согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Логопед: Найдите у себя слог МА. Выложите звуковую схему этого слога с помощью камешков.
Логопед: Посмотрите на экран и скажите, все у вас правильно.
На экране появляется слайд с выложенными звуковыми схемами слогов.
Логопед: Сколько всего слогов у вас?
Дети: Три слога
Логопед: Сколько слогов со звуком [мь]?
Дети: Один
Логопед: Назовите этот слог
Дети: МИ
Логопед: Сколько слогов со звуком [м]?
Дети: Два
Логопед: Назовите эти слоги
Дети: МА, МУ
Логопед: А теперь назовите слова, которые начинаются со слога МА
Дети: Машина, мама, мандарин, матрос, мак, майка, маляр.
Логопед: Назовите слова, которые начинаются со слога МИ
Дети: Миша, Митя, миска, мимоза, микроволновка, микрофон.
9. Итог занятия
Логопед: Нам пора возвращаться домой. Скажем до свидания Маше и Медведю.
Дети: До свидания.
Логопед: Чтобы вернуться домой надо снова встать в круг и произнести волшебные слова.
Снова все зажмурим глазки,
И вернёмся мы из сказки,
Держим путь домой мы снова
Из страны, «живого слова».
Логопед: Наше занятие закончилось. До свидания.
|