Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия. Тема: "Слова, обозначающие признаки предметов"

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.

2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.

3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.

                                                      Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед - Загадывает детям загадки:

Сам алый, сахарный,

Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).

Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.

Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.

Логопед - Сравните два текста.

Наступила зима                   Наступила холодная зима

Выпал снег                          Выпал пушистый снег

Ударили морозы                 Ударили сильные морозы

Льдом покрылась река       Льдом покрылась широкая река

Логопед - Какой текст удачнее?

Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.

Логопед - Для чего нужны эти слова?

Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.

2. Сообщение темы.

Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.

Сердце           Золотая

Руки               Золотое

Кольцо           Золотой

Лист               Золотые

Пшеница        Золотое

Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?

Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»

Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).

Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Поставьте слова в нужную форму:

Звонкий (голос, пение, песня)

Добрый (утро, день, ночь)

 

Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?

Круглое, сочное, румяное (яблоко)

Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)

Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)

Белоствольная, кудрявая (березка)

Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.

Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая?

                                                     Физминутка.

Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили:

  Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем!

4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.

К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?

Дом             Шуба     Платье      Дни

Аквариум   Книга     Солнце     Морозы

С двумя словосочетаниями составьте предложения.

 

Подберите к словам, слова близкие по смыслу:

черствый хлеб – (несвежий)

легкая задача – (простая)

 

Подберите слова противоположные по смыслу:

черствый хлеб – (свежий)

легкая задача – (трудная)

5. Грамота.

Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».

Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.

Медведь (какой?)      Лиса (какая?)

Заяц (какой?)             Ворона (какая?)

Волк (какой?)            Сорока (какая?)

Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.

 

Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.

Дождь, дождливый, дождит.

Слеза, слезный, прослезился.

Мороз, морозный, морозит.

Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?

Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.

6. Итог занятия.

- Над какой темой работали?

- Что запомнили?

 

Ещё по данной теме:

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. Тема:"Слова, обозначающие предметы"

Конспект занятия. Тема " Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе"

Конспект занятия. Тема: "Слова, обозначающие действия предметов"

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (19.05.2014) | Автор: Шишмакова Марина Анатольевна
Просмотров: 15470 | Теги: профилактика дислексии, профилактика дисграфии, Грамота | Рейтинг: 4.4/5

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar