17:02 Логопедическая диагностика дошкольников с ДЦП | |
Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину. Логопедическое обследование включает 2 этапа:
На предварительном этапе логопед знакомится с ребенком заочно по материалам педагогической и медицинской документации, бесед с родителями и лицами, работавшими с ребенком ранее. В процессе изучения документации логопед получает сведения о возрасте ребенка, времени установления диагноза ДЦП, наличии сопутствующих диагнозов, попытках и результатах обычного и специального образования ребенка. Для того, чтобы оценить динамику развития ребенка необходимо собрать анамнестические сведения. Но в речевые карты необходимо вносить только те сведения анамнеза, которые могут иметь непосредственное отношение к развитию речи ребенка. Необходимо получить последние данные врачей-специалистов о форме ДЦП, состоянии интеллекта, состоянии слуха, состоянии носоглоточной и ротоглоточной областей, состоянии зрения, состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка. В беседе с родителями необходимо уточнить и дополнить сведения, полученные из документов. Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребенка, какие ожидания они связывают с логопедической работой, в какой степени они намерены сами принимать участие в этой работе. В процессе актуального обследования необходимо выявить уровень развития общения ребенка:
Полученные данные используются в процедуре обследования с применением адекватного для ребенка коммуникативного подхода. Не исключено, что ребенок плохо вступает в контакт с окружающими и при обследовании не показывает полностью свои возможности. В связи с этим необходимо не только применять стандартные приемы обследования, но и выяснять у родителей наличие тех или иных способностей ребенка, а также при каких условиях эти способности проявляются. Рекомендуется обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком. Родители часто могут сопровождать свою речь жестами, действиями, и ребенок ориентируется на эти движения, а не на саму речь. При этом лишь создается видимость удовлетворительного понимания обращенной обиходной речи, что также может маскировать речевую недостаточность. Способность к пониманию и воспроизведению речи ребенком определяется в беседе. Беседу нужно строить таким образом, чтобы выяснить наличие ситуативной и контекстной речи. Для определения уровня развития ситуативной речи проводится беседа об окружающих предметах, по картинкам. Чтобы выявить наличие и характер контекстной речи, нужно спросить ребенка о его доме, игрушках, увлечениях. В зависимости от развернутости ответов можно сделать предварительный вывод об уровне развития экспрессивной речи:
Далее необходимо детально исследовать состояние всех лингвистических подсистем: лексической, грамматической, фонетической, фонематической сторон речи в импрессивном и экспрессивном аспектах. Для выявления уровня развития предметного словаря рекомендуется использовать вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребенком глаголов, наречий, предлогов можно выявить в процессе беседы и совместной предметной деятельности. Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных аспектов лексических значений слов. Необходимо дать задания: 1) на соотнесение слов с явлениями окружающей действительности – показать предметы, действия, признаки, а затем назвать те, на которые указывает логопед; 2) на выявление способности к обобщению и переносу – назвать разнотипные предметы с одинаковым названием (чашки разной формы и величины); 3) на установление системных связей между лексическими значениями слов (с помощью ассоциаций); 4) на понимание эмоционального содержания слов («плохие и хорошие слова»). Исследование грамматического строя речи предполагает выявление способности к осуществлению словоизменения и словообразования. При исследовании словоизменения выявляется, как ребенок владеет категориями рода, числа, падежа существительных и прилагательных, категориями числа, времени и рода глаголов. Для исследования категории числа предлагается показ и называние парных картинок с изображением предметов в единственном и множественном числе, для исследования категории рода – показ и называние картинок с предметами мужского, женского и среднего рода в сочетании со словами моя, мой, мое. Для исследования категории падежа детям предлагаются картинки, которым соответствуют фразы, включающие существительные в разных падежах. Логопед произносит часть фразы, ребенок ее дополняет. Прилагательные исследуются аналогично в сочетании с существительными. Категория числа глагола исследуется в сочетаниях с существительными с использованием парных картинок. Категория числа и рода глаголов исследуется во фразах с применением наглядности: мальчик … идет, а вчера он … шел.
| |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |