16:41 Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Даскаловой | |
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь». 1 —стул; 2 — мяч; 3 — Иван; 4 — зайчик; 5 — пою; 6 — красный. Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных 1 — Ребенок толкает.... 2 — Девочка качает .... 3 — Зайчик хрупает .... 4 — Мама стирает.... 5 — Девочка поливает .... Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов 1 — Что делает зайчик? 2 — Что делает ребенок? 3 — Что делает петух? 4 — Что делает мама? 5 — Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных 1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)? 2 — Какая собака? 3 — Какой слон? 4 — Какие цветы? 5 — Какая зима? Оценка: 5 верных ответов. 5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова 1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много? 2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много? 3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову 1 — мальчик; 2 — кукла; 3 — мишка. Оценка: 1 верный ответ. 7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам 1 — кукла, девочка, платье; 2 — тетя, плита, кошка; 3 — дядя, грузовик, дрова; Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления) 1 — Он вышел, когда.... 2 — Он не пошел на прогулку, потому что .... 3 — Он не вышел во двор, когда.... 4 — Он не взял игрушку, которая .... Оценка: 3 верных ответа
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности) Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить? 1 — Он ушла на реку. 2 — Там увидел маленькую рыбку. 3 — Потом бросил один, камни. 4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов 1 — Скажи одно слово! 2 — Скажи один звук! 3 — Скажи одно предложение! Оценка: 3 верных ответа
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова 1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.) 2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.) 3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)». Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).
Обработка и интерпретация результатов Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР = КоРР * 100 КВ
где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.
Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам. Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103 64
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР: КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие; КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие; КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие; КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие; КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 3 | |
| |