Главная » Авторские публикации » Для Вас - Родители » Консультации для родителей

Консультация для родителей. Тема: «Учим детей слушать речь. Игры для развития фонематического слуха и звукового анализа»

Подготовила учитель - логопед Дворянчикова Кристина Сергеевна

МБОУ Видновская СОШ 7

Ведущую роль в овладении речью и произношением играет слух. Даже его незначительное снижение в раннем возрасте приводит к задержке речевого развития. Кроме физиологического слуха, очень важен специфический  речевой (фонематический) слух, который позволяет ребенку  точно различать все звуки речи и адекватно соотносить их с ЭТАЛОНАМИ (норма звучания). Слуховые возможности ребенка постоянно опережают и ведут за собой произносительные. Органы речи подстраиваются под необходимое звучание. То есть язык и губы ребенка двигаются до тех пор, пока не получится нужное слово, нужный звук, такой как у взрослых.

На основе достаточно развитого фонематического слуха формируются навыки звукового анализа и синтеза - способность мысленно расчленять речь на отдельные компоненты, устанавливать их последовательность и соединять воедино. Так формируются навыки чтения и письма.

К пяти годам дети способны различать похожие слова (коза-коса, горка-корка), подбирать простые рифмы, определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

В тех случаях , когда правильное восприятие речи не формируется вовремя, ребёнок начинает испытывать проблемы: он неправильно произносит звуки и слова; он «не слышит», а потому пропускает предлоги, укорачивает или переставляет слоги в словах; неправильно употребляет окончания.

Развивать внимание к звучащей речи можно с помощью специальных игр.

«Загадки-обманки»

Описание. Взрослый просит ребенка послушать загадку и подсказать слово-отгадку, но при этом быть очень внимательным.

Подобрать себе я смог пару варежек для… (Ответ: для рук. Не для ног).

На обед сыночку Ване Мама варит суп в… (Ответ: в кастрюле. Не в стакане).

Говорит нам папа басом: «Я люблю конфеты с… (Ответ: например, с орехами. Не с мясом).

Просит бабушка Аркашу Из редиски скушать… (Ответ: салат. Не кашу).

И в Воронеже, и в Туле, Дети ночью спят на… (Ответ на кровати. Не на стуле).

 

«Исправь ошибку»

Можно выполнять по картинкам.

Описание. Взрослый предлагает ребенку послушать предложения и исправить ошибки.

Дочка кормит маму.

Мышка боится кошку.

Волк убегает от зайца.

Черепаха обгоняет лошадь.

Мышка больше слона.

 

«Внимательные ушки»

Перед ребенком - красный и зеленый кружки.

Описание. Взрослый просит ребенка послушать слово и поднять зелёный кружок, если слово сказано верно, красный кружок, если неверно. Затем взрослый показывает картинку и громко, медленно и четко произносит.

БАНАН  БАМАН  ПАМАН БАНАН  БАНАМ  ВАВА

АЛЬБОМ  АЙБОМ  АНЬБОМ  АВЬБОМ  АЛЬПОМ АЛЬМОМ АЛЬБОМ

 

«Какое слово отличается ?»

Описание. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных.

КОМ - KOM - КОТ - КОМ

САША - САША

КАНАВА - УТЁНОК - КАНАВА - КАКАО - КАНАВА

УТЁНОК - УТЁНОК - КОТЁНОК

БУДКА - БУКВА - БУДКА - БУДКА

ВИНТ- ВИНТ - БИНТ - ВИНТ

МИНУТА - МОНЕТА - МИНУТА - МИНУТА

 

«Подскажи словечко»

Описание. Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенку в рифму нужно закончить вторую строку одним из трех предложенных слов.

При затруднениях взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант - тот, где слова самые похожие.

Шепчет ночью мне на УШКО

Сказки разные... (ПЕРИНА, ПОДУШКА, РУБАШКА)

Ой, ребята, верь - НЕ ВЕРЬ,

От меня сбежала... (КОШКА, ДВЕРЬ, СТЕНКА)

Сказала дверь: «Мой ДОРОГОЙ!

Не открывай меня...» (ПЛЕЧОМ, КОЛЕНОМ, НОГОЙ)

От грязнули даже СТОЛ

поздним вечером... (СБЕЖАЛ, УШЁЛ, УСКАКАЛ)

Две лисички, две СЕСТРИЧКИ

Отыскали где-то... (СПИЧКИ, ЩЕТКУ, НОЖИК)

 

«Сочиняем стихи»

Взрослый предлагает ребенку, подобрав подходящее рифмующееся слово, закончить каждое двустишие.

Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша.... (КОШКА).

Как-то вечером две мышки

 Унесли у Пети.... (КНИЖКИ).

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь....(ДВЕРИ).

Ветер, ветер, ты могуч,

 Ты гоняешь стаи... (ТУЧ).

Мы собрали васильки,

На головах у нас. (ВЕНКИ).

Пёс козе принёс букет,

 Сытный будет ей. (ОБЕД).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась.... (ШИШКА).

 

 «Будь внимателен» 

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

 

«Сравни песенки»

Описание. Взрослый говорит ребенку слог, просит его запомнить. Затем произносит разные слоги и просит ответить, так же он сказал, или нет. Например: «Послушай песенку чайника: па. Запомни. Повтори. А теперь послушай, такую я спою песенку или нет. Ма (повтори свою песенку, одинаково?), ба, па, та, ка…».

В игре можно использовать только правильно произносимые, не смешиваемые ребенком звуки.

Песенка ветра: ва (ма, та, ва, ка, на, ва). Песенка теленка: му (ду, ку, му, бу, му). Песенка мышонка: пи (ни, ми, пи, би, фи, пи).

 

«Повтори за мной»

Описание. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п. Звуки должны быть правильно произносимыми.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа       (Аналогично с другими парами звуков)

 

«Ловишки»

Описание: ребенок слушает ряд звуков и хлопает в ладоши , когда услышит заданный звук. Темп увеличивается в порядке усложнения. Например, взрослый просит ребенка «поймать» звук А: у, о, и, А, у, А, э, о, А…

 

«Найди общий звук»

Описание: ребенок слушает несколько слов (со зрительной опорой и без неё ), которые взрослый произносит с утрированным произнесением заданного звука, находит общий звук. Например, аист, Аня, Африка- звук А.

Сначала подбираются слова со звуком в начальной позиции, затем в разных (гласный должен быть под ударением)

О- Оля, остров, окунь.

И- Ира, иней, искра.

У- утка, уши, улица.

Э - Эдик, Эмма, эхо.

 

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…

С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…

Л – лопата, кора, слова, плов…

 

«Придумай слова на звук»

Описание. Взрослый просит ребенка придумать слова на заданный звук. Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

 

«Где спрятался звук?»

Оборудование: карандаш и красная прищепка.

Описание:  ребенок берет карандаш, поворачивает его заточенной стороной влево, затем, медленно произносит слово с утрированным, акцентным произнесением заданного звука, при этом ведёт пальцем по карандашу, совершает остановку в том месте, где выделен звук, делает вывод о позиции звука. В порядке усложнения, сначала дети выделяют звуки в начале слов, затем в конце, и, наконец, в середине.

 

«Назови одно слово»

Назвать слово с заданным звуком , например, со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

  «Цепочки слов»

Описание. На последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

 

«Назови по порядку»

Описание. Взрослый просит ребенка послушать песенку гласных звуков  (сочетание из гласных звуков). Назвать первый звук, второй, третий. Затем надо вспомнить и спеть песню.

АУ, УА, ИА, ОУ, УО,  АУО, ОАИ, ИУА, АУИ, ИАО.

 

«Угадай слово».

Описание. Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

 

 «Назови все звуки»

Описание. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м.

 

  «Четвертый лишний»

Описание . Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук.

 

Источники:

  1. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие».
  2. Косинова Е. М. «Логопедические играют и упражнения для формирования правильной речи», Махаон, 2019 г.
  3. https://multi-mama.ru/zagadki-obmanki-dlya-detej/?ysclid=lct703l14z7495770#__5-6 
Категория: Консультации для родителей | Добавил: Evita (16.01.2023) | Автор: Дворянчикова Кристина Сергеевна
Просмотров: 175 | Теги: консультация логопеда, фонематический слух, звуковой анализ | Рейтинг: 5.0/3

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Логопедические медали "Я умею говорить звук"

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 6-7 лет

Всего комментариев: 0
avatar