Главная » Авторские публикации » Статьи |
Маленькие
дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не
исчезают к 4-5 годам – значит, ребёнок нуждается в специальных упражнениях. В
тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха,
заниматься с малышом могут и родители. Проверить нормально ли ребёнок слышит
очень легко. Надо сказать шепотом несколько предложений на расстоянии 6-7
метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке. Важно определить также, правильно ли ребёнок
воспринимает на слух близкие по звучанию звуки («р» - «л», «щ» - «с», «л»
-«ль»). Предложите ему найти разницу в значении слов (мишка-миска, крыша-крыса,
рак-лак, лук-люк, коза-коса и другие), попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-ж),
пищит комар (з-з-з), и сказать, в каких словах живёт жук, а в каких комар:
ежик, зубы, зонтик, жёлуди. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребёнком –
пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук «ш», «ч», «р» в
предложенных словах: шейка, шубка, очки, врач, рад, ряд, роза, берёза, руки.
Ребёнок может сам придумать слова с заданным звуком. Правильному
произношению иногда мешает дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние
зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к
ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык
ребёнка, может ли он совершать большой объём движений (вверх, вниз, вперёд –
назад, быстро щёлкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как ещё её
называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребёнок не может поднять язык
к нёбу, советуем обратиться к отоларингологу или логопеду. Подъязычная связка
играет большую роль при произнесении звука «р», а также «щ», «ш», «ж», «л».
Спешить с её подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребёнок
будет выполнять специальные упражнения, может растянуться. Вот
несколько таких упражнений: 1.
Широкий
язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы. 2.
Перемещать кончик языка в левый и
правый угол губ. 3.
Губы вытянуть в трубочку и растянуть
в улыбку. 4.
При открытом рте кончиком языка
гладить нёбо в направлении вперёд – назад. 5.
Медленно щёлкать языком, растягивая
уздечку. Пусть
ребёнок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день. Иногда
ребёнок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не
надо ждать, когда зубной ряд восстановиться. Если необходимо, начинайте
заниматься сразу. Придерживайтесь
определённой последовательности. Сначала добивайтесь правильного произношения
звуков, скажем, «с» и «р» или «ш» и «р», «с» и «л», то есть далёких по
образованию и звучанию. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы контролировать
артикуляцию. | |
Просмотров: 3574 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |