Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.
Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее
знание русского языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для
овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
В основную задачу
детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) обязательно
включается развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием
нормального развития речи является предупреждение и устранение всевозможных
недочетов ее (картавости, шепелявости, заикания и т.п.). Чем внятнее и
выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и
богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша,
тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми,
т.е. его поведение, а, следовательно, и личность в целом.
Возрастные несовершенства речи в раннем детстве (от 1,5 до 2,5
лет) в общем, соответствуют психическому и физическому развитию и интимным
отношениям ребенка с матерью и с другими членами семьи. Но в дальнейшем из-за
несовершенства речи постепенно возникают и возрастают определенные неудобства и
трудности контакта с окружающими. Уже с 4-5 лет более развитые дети начинают
сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Они
стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно,
становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а в последствии и в
школу. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек
со стороны детей. В этом большая вина воспитателя. Тягостные чувства особенно
резко проявляются при тяжелых изъянах речи и не всегда изживаются в детском
возрасте. Они преследуют ребенка в школе и после нее, мешая ему учиться, а в
зрелом возрасте избирать привлекающую его профессию.
Обучение дошкольников чистому произношению, правильному строю речи,
и устранение иногда встречающейся у них речевой патологии составляет одну из
важных задач детского сада.
|