Главная » Авторские публикации » Статьи

Что есть ИГРА в нашей сегодняшней жизни?
Что же есть игра в нашей сегодняшней жизни? Она не только забава, весёлое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего человека, на самом же деле, требуют максимум энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинно напряжённым трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, - писал А.С.Макаренко. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

Известно, что игры бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации и пр. Но не возможно забыть какой радостный блеск появляется в глазах малышей, когда я говорю: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!». Здесь даже не важно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Вспоминаю слова А.С.Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Известный  врач и педагог Е.А.Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребёнка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребёнок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребёнка. Она единственная форма его деятельности. Никогда игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется значительное быстрее и прочнее нежели при использовании только дидактических приёмов воспитания.

На закономерность формирования у детей движений в процессе игры указывает в своих работах А.В.Запорожец: на формирование моральных привычек – З.В.Мануйленко, В.А.Горбачёва, З.М.Истомина приходят к заключению, что у ребёнка, взявшего на себя в игре определённую роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З.Неврович.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребёнка Д.Б.Эльконин совершенно определённо делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на всех основных  психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.

Результатом специальных исследований  и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В «Программе воспитания в детском саду» категорически утверждается, что игры имеют большое  для физического и психического развития ребёнка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

Работа логопеда нуждается в использовании игр и игровых приёмов ещё в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к проявлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и пр.

Даже у дошкольников чувство ущемлённости от сознания своего дефекта встречается нередко. И при этом интересен тот факт, что оно не коррелирует с тяжестью дефекта, а связано с теми социальными условиями, в которых растёт ребёнок, и, конечно, с типом его высшей нервной деятельности.

Особенности поведения таких детей отличаются в их играх. По наблюдениям Г.В.Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре.

Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят её, рассматривают, не производят с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают её, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

У заикающихся детей можно наблюдать робость, затруднённое включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут в самостоятельных играх на себя подчинённые роли. В случаях тяжёлого заикания дети просто отказываются от игры.

На мой взгляд, пред логопедом дошкольного учреждения стоят две основные задачи:

1.   Широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2.   При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Опыт показывает, что игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.
Категория: Статьи | Добавил: koshka (09.05.2013) | Автор: Конева Екатерина Николаевна
Просмотров: 3802 | Теги: консультация логопеда, игры | Рейтинг: 5.0/8

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для камешков Марблс – ОВОЩИ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 6-7 лет

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar