Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Игры для развития речи |
Автор: учитель - логопед Фомина Дина Андреевна с.п. ГБОУ СОШ п. Масленниково У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет). Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР. Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период – лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком, чтобы осенью в логогруппу он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее. Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов: «Угадай что звучит» Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений. Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов. В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки). «Жмурки» Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука. «Постучим» Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма. Попробуйте сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов. Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем – повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.
«Правильный банан» Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений. От неречевых звуков переходим к речевым. Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».
«Исправь меня» Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой. Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например: Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лампочки погреть. *** Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. *** Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.. Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
Аналогично: «Съедобное - несъедобное» Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например: Картошка. Ложка. Окрошка. Апельсин. Блин. Мандарин. Конфета. Котлета. Ракета.
«Саймон говорит» Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте. Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»
«Глухой телефон» Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти. «Попугайчики» Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся – игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память. Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п. Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки). Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте. Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново. Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.
«Пары слов» Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).
Игра «Поймай ошибку» Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
И еще - Учите стихи! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить. Ещё по данной теме:
| |
Просмотров: 14248 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |