Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности "Волшебное путешествие по сказкам"

Подготовила: учитель - логопед Волковская Екатерина Александровна
МБДОУ №5 Краснодарского края Крыловского района станицы Крыловской

 

Тема:  «Веселое путешествие по сказкам».

Цель: Выявление уровня знаний детей; согласованность и взаимодействие в работе воспитателей и специалистов ДОУ при организации занятия;

Задачи:                                                                                                          

  • Выявить уровень знаний детей, закрепить знания о звуках, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в образовании существительных множественного числа, в составлении предложений.
  • Развивать четкое произнесение звуков, логическое мышление, внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику,
  • Воспитывать звуковую выразительность речи, активность, самостоятельность, доброжелательность, интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: рукавичка, цветок, сундук, клубок ниток, короб, сюжетные картинки, суджок – мячики  для пальчиковой гимнастики, разрезная азбука, звуковые символы, мяч, магнитная доска, деревья.

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Рукавичка»,«Цветик – семицветик», заучивание стихотворений, пальчиковой и зрительной гимнастики, психогимнастики, физминутки,

 

Ход занятия

I.Организационный момент.

(дети находятся в зале, где играет сказочная музыка, входит логопед и вносит сундучок)

Логопед: Ребята, посмотрите, что я нашла? Что это?

Дети: Сундучок

Логопед: Ох, ребята, наверное, это непростой сундучок, а волшебный. Давайте его, откроем (логопед пытается открыть, но ребята видят, на сундуке висит замок)

Логопед: Ой, не открывается. А кто знает,  как же можно его открыть?

Дети: (предлагают свои варианты)

Логопед: Наверное, нам нужно сказать волшебные слова.  Ребята, возьмитесь за руки и давайте все вместе произнесем наши заветные слова,  и сундучок откроется.

Логопед и дети:

(Дети тихим спокойным голосом четко проговаривают слова)

Крабли,  крибли, бум (логопед и дети открывают сундучок)

 

II. Сообщение темы и цели

Логопед: Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри….

- Смотрите, ребята,  сколько здесь разных  предметов! (показывает сюжетные картинки)

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь какие – то интересные картинки, давайте их рассмотрим. Назовите, что на картинках изображено? (дети называют каждую сказку)

Логопед: Как назвать все  это одним словом?

Дети: Сказки

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие по сказкам.

 

III.  Основная часть

Логопед: Во время путешествия нам придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.

- Давайте сделаем кружок.

 

1. Психогимнастика «Подымем настроение» (укрепление эмоционального контакта)

(дети становятся в кружок)

Логопед и дети:

Настроение упало,                            в кругу, руки вверх,

Дело валится из рук                         бросают руки вниз,

Но еще не все пропало,                    грозят указательным пальцем,

Если есть хороший друг.                  хлопают в ладоши,

С делом справимся вдвоем,             берутся за руки и вздыхают,

С облегчением вздохнем.

Настроение поднимем,                       поднимают сцепленные руки вверх,

И от пыли отряхнем.                          отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

 

Логопед: Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправляться в путь.  А в какую сказку мы попадем, нам подскажет сундучок.

- Давайте заглянем в него. Смотрите, ребята в нем еще что- то осталось. (логопед достает клубок)

Логопед: Ой, что это?

Дети: Клубок

Логопед: Ребята, он нам поможет попасть в сказку, давайте закроем глазки.

(звучит тихая музыка, заходит «колобок» и садится на пенечек)

Логопед: Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните …
В садике бывают чудеса,
Сказка в гости к нам пришла

(музыка заканчивается)

Логопед: Ребята, открывайте глазки.

Вот, друзья, волшебный лес,
Полон тайн он и чудес…

 

2. Дыхательная гимнастика «Остудим колобка»  (развитие речевого дыхания)

Логопед: Ребята, посмотрите, куда наш клубок закатился? Кто это?
(Логопед обращает внимание детей на пенечек, на пенечке - Колобок)

Логопед: Что за сказка такая, ребята, кто помнит?

Дети: Сказка «Колобок»

Логопед: Правильно, ребята.

Логопед: Давайте назовем, какой он, колобок?
Дети: Колобок - румяный, красивый, круглый, желтый, веселый …
(Логопед  хочет взять колобка в руки и « обжигается»)
Логопед: Ой, а он горячий!
Колобок: Осторожно, я горячий, я только что из печки.
Логопед: Ребята, а что нужно сделать, чтобы колобок остыл?
Дети: Подуть.
(дыхательная гимнастика «Остудим колобка»)
Логопед: Скажите, ребята, кого встретил в сказке колобок в лесу?

Дети: Зайца, волка, медведя, лису.

Колобок: (голос из-за ширмы) Ой,  какие молодцы! А знаете, ребята, я пришел к вам не с пустыми руками, у меня есть «чудесный мешочек». А в мешочке спрятаны задания.

 

3. Артикуляционная гимнастика  «Гости» (развитие артикуляционной моторики)

Логопед: Посмотрим ребятки?
Дети: Да!

(Логопед достает из мешочка зеркала)

Логопед: Что это, дети?

Дети: Зеркала

Логопед: Как вы думаете, какое задание приготовил нам Колобок?

Дети: Мы должны сделать гимнастику для язычка

Логопед: Правильно, это артикуляционная гимнастика. 

Логопед: Прежде чем отправиться дальше, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, сделаем гимнастику. Садитесь поудобнее, возьмите зеркала, колобок нам покажет, а вы слушайте и выполняёте упражнения. (Дети садятся в кружок. Логопед проговаривает и показывает упражнение, дети повторяют за ним)

Логопед: Но прежде, чем мы начнем его выполнять, давайте вспомним наше правило для язычка.

Дети: Чики,чики,чикичок,

Не стесняйся, язычок.

Не стесняйся, не ленись,

Повторяй, не ошибись.

Логопед:

Толстые внуки приехали в гости,                        надуваем щечки,
С ними худые – лишь кожа да кости.                  втягиваем щечки,
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,              улыбаются,
Поцеловать они всех потянулись.                       губы трубочкой,
Утром проснулись – в улыбочку губы,               улыбаются,
Чистили мы свои верхние зубы.                          язычком чистим зубки,

Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,                наберем воздуха, надувая щечки,                                         

И самоваром пыхтим, что есть мочи.        выпускаем воздух, издавая, звук П-П-П.                                                               

Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас уберите зеркала, возьмите салфетки, вытрите ротик. Давайте, посмотрим, что еще в мешочке.

- Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Мячики

Логопед: Колобок приготовил нам еще одно задание, игра с пальчиками, давайте ее выполним.

(Дети сидят на коврике в кружочке, упражнение выполняется с суджок - мячиками)

 

4. Пальчиковая гимнастика «Мы лепили колобка». (развитие мелкой моторики)

Логопед и дети:

Мы лепили колобка                                    перекладывают из руки в руку,

Из муки его бока.                                                   катают по ладошке,

Мяли, мяли, обжимали,                                        сжимают в руках,
Шарик круглый создавали.                        катают как шарик из пластилина,

Посмотрите, колобок,                                раскрывают ладошки, показывают,
Вот его румяный бок.                                 перекладывают с одной руки в    

                                                                       другую,

По ладони покатали,                                   катают по ладошке,

На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка,                            подбрасывают вверх,

И поймали за бока.                            ловят, раскрывают в ладошки и показывают

 

Логопед: Ну вот, теперь у нас хорошее настроение, наши язычки готовы, пора отправляться дальше. Вы готовы?

Дети: Да.

Логопед: Ребята, а где же наш клубочек? Смотрите, да вот же он.

(В это время заходят Маша и медведь с коробом, в нем лежат карточки с изображением звуков)

Логопед: Ой ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Маша и медведь

Логопед: А как вы думаете,  в  какую сказку мы с вами попали?

Дети: Мы попали в сказку «Маша и медведь».

Логопед: Правильно, ребята.

Медведь: Ой,  какие молодцы! А знаете, ребята, мы пришли к вам не с пустыми руками, принесли вам «короб», а в нем спрятано задание.

Логопед: Ребята, давайте, посмотрим, что в коробе спрятано?

(Логопед достает из короба карточки с изображением звуков)

 

 4.Закрепление пройденного материала.

Логопед: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Звуки

Логопед: Давайте их назовем.

Дети: А, О, У, Э, Ы, И, Ж, Ш

Логопед: Ребята, на какие две группы можно разделить эти звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Логопед: Давайте их разделим.

(Дети делят звуки на две группы и вывешивают на мольберте)

Логопед:  Скажите, почему мы звуки называем гласными?

Дети: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть.

Логопед: Давайте их пропоем и покажем.

Дети: Звуки гласные мы знаем

Без труда их различаем

(Дети встают полукругом и пропивают  гласные, сопровождая движением)

[а] – руки плавно разводят в стороны;

[о] – руки поднимают вверх в виде овала;

[у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок;

[и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы разжимают;

[э] – руки плавно разводят в стороны, пальцы сжимают в кулачок;

[ы] –руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: Красным.

Логопед: Назовите согласные звуки.

Дети: Ж. Ш.

Логопед:  Ребята, скажите, почему мы звуки называем согласными?

Дети: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.

Логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: Синим.

Логопед: Ребята, что такое звук?

Дети: Звук это то, что мы произносим и слышим.

Логопед: Правильно, молодцы. Давайте расскажем о звуках стихотворения.

 

Ребенок 1:

Гласный звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

 

Ребенок 2:

А согласные – согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.

Маша: Молодцы, ребята, сколько много  всего вы знаете о звуках. Предлагаю вам выполнить еще одно задание, слушайте внимательно и повторяйте.

 

5.  Работа с чистоговорками  (развитие фонематического слуха)

Маша: Ребята, давайте поиграем со звуком [Ш].

Логопед: Давайте встанем в кружок.

Маша и дети:

Мы со звуком Ш играем
И слова мы  называем.

(Логоритмическое упражнение на звук [Ш])
Медведь: Ребята, давайте поиграем со звуком [Ж].

Дети и Медведь:

Мы со звуком Ж играем
И слова мы  называем.
(Логоритмическое упражнение на звук [Ж])

Логопед: Ребята, куда же наш клубочек закатился? Посмотрите, что это? (под елочкой дети находят рукавичку)

Дети: Рукавичка

Логопед: Что за сказка такая, ребята, кто помнит?

Дети: Сказка Рукавичка

Логопед: Кто жил в рукавичке? Давайте вспомним (логопед достает из рукавички карточки с изображением животных)

Дети: Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь.

Логопед: Молодцы, ребята!

 

6. Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги». (развитие общей моторики)

Логопед: А сейчас мы с вами превратимся в мишек. Закроем глазки, сосчитаем до трех - один, два, три. (в это время логопед надевает детям на голову шапочки медведя)

Логопед: Открываем глаза. Теперь мы медведи. Давайте поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги».

(Логопед проговаривает слова и показывает движения, дети повторяют за ним)

 

Логопед и дети:

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.                  Повороты влево и вправо,

Потянулся он со сна,                   Потягивания — руки вверх,

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.            Вращения головой,

Наклонился взад — вперед,       Наклоны взад-вперед,

Вот он по лесу идет.                    Идем вперевалку,

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.                  Приседаем, повороты головой влево- вправо,

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.            Наклоны: правой рукой коснуться левой ноги, потом наоборот,

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся.              Дети садятся на пол.

 

Логопед: Вот мы с вами поиграли, теперь превратимся обратно в ребят: глазки закрываем и считаем до трех - один, два, три. (логопед снимает шапочки)

Логопед: Открываем глаза. Теперь мы снова дети.

- Ребята, чему учит сказка про рукавичку?

Дети: Жить дружно, помогать друг-другу

Логопед: Ребята, давайте вместе дружно продолжим наше путешествие и поищем наш клубок.

Нам пора идти вперёд,

Сказка новая нас ждёт

Логопед: Ребята, посмотрите,  какой красивый цветок! Весь сияет:… волшебный.

Логопед: Давайте, посчитаем, сколько лепестков у цветка.

Дети: 1,2,3,4,5,6,7

Логопед: Назовите, какого они цвета?

Дети: Красный, синий, зеленый, желтый, белый, оранжевый, фиолетовый.

Логопед: Ребята, как вы думаете из  какой сказки цветок?

Дети: Сказка Цветик - семицветик

Цветик – семицветик: (голос из-за ширмы) Молодцы, ребята, вы меня узнали, я цветик – семицветик и приготовил вам задания. Отрывайте лепесток и выполняйте.

(Логопед вместе с ребятами отрывает первый цветок)

 

7. Дидактическая игра «Большой – маленький» - лепесток №1

(передают мячик по кругу)

Кружка – кружечка                 Вертолет  - вертолетик

Торт – тортик                          Карандаш – карандашик

Кольцо – колечко                     Майка – маечка

Расческа – расчесочка            Редиска – редисочка

Диван – диванчик                    Зонт – зонтик

Мяч – мячик                            Кресло - креслице

 

8. Дидактическая игра «Один – много» - лепесток №2

(передают мячик по кругу)

Машина – машины –много машин

Самолет – самолеты – много самолетов

Вертолет – вертолеты – много вертолетов

 

Логопед: Как все это назвать, одним словом?

Слон – слоны –много слонов

Ежик – ежики – много ежиков

Крот – кроты – много кротов

Паук – пауки – много пауков

 

Логопед: Как все это назвать, одним словом?

Бабочка – бабочки –много бабочек

Муравей – муравьи – много муравьев

Жук – жуки – много жуков

Пчела – пчелы – много пчел

 

Логопед: Как все это назвать, одним словом?

Гриб – грибы – много грибов

Логопед: Молодцы, ребята, справились с этим заданием, слушайте следующее?

 

10. Дидактическая игра « Назови слова» - лепесток №3

Овощи -                         Мебель -

Одежда –                        Посуда –

 

11. Дидактическое упражнение «Сколько слогов?» - лепесток №4

Логопед: Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны прыгнуть столько раз сколько слогов в этих словах.

Кукла, мяч, кубики, машина, юла.

Логопед: Каким одним словом, можно назвать все эти предметы?

Дети: Это игрушки.

Логопед: Давайте хлопнем столько раз сколько слогов в этом слове.

 

12. Дидактическая игра «Скажи наоборот» - лепесток № 5

Мальчик молодой – дедушка старый

Камень твердый – подушка мягкая

Мороженое холодное – чай горячий

Заяц быстрый – черепаха медленная

Когда идет дождь холодно – когда солнце жарко

Перо легкое – гиря тяжелая

Ваза пустая – ваза полная

Девочка веселая – девочка грустная

Рыбка большая – рыбка маленькая

Карандаш длинный – карандаш короткий

Чистый – грязный

Толстый  - худой

 

13. Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»– лепесток № 6

Шуба из меха — меховая.

Платье из шелка — шелковое.

Перчатки из кожи — кожаные.

Сарафан из ситца – ситцевый.

Логопед: Как все это назвать, одним словом?

Дети: Одежда

Ваза из стекла – стеклянная

Миска из железа  - железная

Ложка из дерева – деревянная

Стаканчик из бумаги  - бумажный

Логопед: Как все это назвать, одним словом?

Дети: Посуда

Мишка из плюша – плюшевый

Пирамидка  из пластмассы – пластмассовая

Кубики из дерева – деревянные

Мячик из резины - резиновый

Логопед: Как все это назвать, одним словом?

Дети: Игрушки

 

14. Дидактическая игра «Исправь ошибку» - лепесток №7

Логопед: В следующем задании вы должны исправить мои ошибки.

Цветы стоят на вазе.

Воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
Читают, книги, о, мальчики, войне.

Играет дети площадке на.

Цветик – семицветик: (голос из-за ширмы) Молодцы, ребята, вы справились с заданиями,  и за это вас ждет в группе сюрприз.

Логопед: Ребята, чтобы узнать, какой же сюрприз нам приготовил цветик – семицветик, нам надо но вернуться из сказки. Давайте сделаем кружок и выполним последнее упражнение.

 

15. Зрительная гимнастика «Мечта»

(дети становятся в кружок, логопед читает текст, дети выполняют движения по тексту)

Логопед и дети:

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем.

Слева - ягоды цветут,

А справа здесь грибы растут. Снизу - шишки, да трава,

А сверху - неба синева.

Открывайте, дети, глазки,

Вот и вышли мы из сказки.

 

Дети закрывают глаза.

 

Круговые движения глазами.
 

Движения глазами влево.
Движения глазами вправо.
Движения глазами вниз.

Движения глазами вверх.

Открыть глаза.

 

IV. Итог.

Логопед: Молодцы, ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, которые, но прежде, чем мы пойдем в группу и узнаем, что, же нам приготовил цветик - семицветик, давайте вспомним, где мы побывали, о чем говорили, что вспомнили?

Дети: Мы сегодня говорили о сказках.

Логопед: Какие сказки мы вспомнили?

Дети: Мы вспомнили сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Цветик – семицветик»

Логопед: О чем еще мы говорили?

Дети: О звуках.

Логопед: Что такое звук?

Дети: Звук – это то, что мы произносим и слышим.

Логопед: Какие звуки бывают?

Дети: гласные и согласные.

Логопед: Каким символом обозначаем гласные звуки? Согласные?

Дети: гласные обозначаются красным кружочком, а согласные – синим.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка.

Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас, детишки, будет ждать!

Логопед: Скажем все дружно до свидания.

Дети: До свидания!

(Звучит веселая музыка дети уходят)

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (07.04.2017) | Автор: Волковская Екатерина Александровна
Просмотров: 6705 | Теги: ОНР | Рейтинг: 4.4/5

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Логопедические медали "Я умею говорить звук"

Картотека "Сто чистоговорок для свистящих звуков"

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar