Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Разработала учитель-логопед Равчеева Марина Викторовна МАОУ «СОШ № 30 города Йошкар-Олы»
Цель: Закрепить навык различения звуков [ч] - [т’] у детей с НВОНР. Задачи: 1. Отработать четкое произношение и различение звуков [ч] - [т’] в слогах, словах и фразах. 2. С целью пропедевтики упражнять детей в подборе родственных слов. 3. Работать над звуко-слоговым анализом и синтезом слов. 4. Развивать логическое мышление детей на примере отгадывания загадок, решения логических задач. 5. Развивать фонематический слух детей на примере восприятия и различения слогов, слов, предложений, содержащих звуки [ч] - [т’]. 6. Воспитывать в детях внимательное отношение к речи педагога, сверстников, к собственной речи.
Оборудование: игрушка Чебурашка, мяч, схема характеристики звуков, картинки с изображением людей труда, выполненные из бумаги цветы, предметные картинки, карточки -символы звуков.
План занятия
1. Организационный момент. (1 - 2 минут) 2. Введение в тему занятия. (4 - 5 минут) 3. Практическая работа по теме занятия. (30 минут) а) Выполнение устных упражнений. (15 - 20 минут) Физкультминутка. б) Выполнение упражнений в тетрадях. (10 - 12 минут) 4. Итог занятия. (2 - 3 минуты)
Ход занятия.
1. Организационный момент. - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем « Чебурашка». - Какой первый звук в этом слове? [ч] - Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это? (Да это же телеграмма) - Дружно произнесем « телеграмма». - Какой первый звук в этом слове? [т’] Прочтем телеграмму. « Дорогой Чебурашка, побудь сегодня у ребят на логопедическом занятии, посвященном звукам [ч] -[т’]. К сожалению, я не смогу прибыть на сегодняшнее занятие, но я по почте обязательно пришлю всем детям подарки. Твой друг - Крокодил Гена.» 2. Введение в тему занятия. - Итак, наше занятие посвящено звукам [ч] - [т’]. - Давайте произнесем звук [ч] При его произнесении язык находится за верхними зубами, а губы принимают форму трубочки. - Дадим ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий, причем всегда мягкий) - А теперь произнесем звук [т’]. При его произнесении язык ударяется о верхние зубы, а губы находятся в улыбке. - Охарактеризуем его. (Согласный, глухой, мягкий). 3. Практическая работа по теме занятия. - Ребята, Чебурашка приготовил для вас загадки. Назовите 1-й звук в слове - отгадке. Чудо ящик – в нем окно, а в окошечке кино… (телевизор). Мы ночь не спим, Мы день не спим, И день и ночь стучим, стучим… (часы). Белая птица над морем кружится… (чайка). То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка… (тетрадь). Ты упала мне под ноги, Растянулась по дороге, И нельзя тебя поднять. И нельзя тебя прогнать, На меня ты так похожа, Будто я шагаю лежа… (тень). Закипит- исходит паром, и свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. -Эй, сними меня! - кричит…. (чайник).
- А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки. Чу - чу - чу - молоточком я стучу. Ча - ча - ча - мы увидели грача. Чо - чо - чо - греет солнце горячо. Чи - чи - чи - вкусны пироги в печи. Те - те - те - отложили мы шитье. Тюм - тюм - тюм - подарили нам костюм. Тик - тик - тик - купим кукле бантик. Те - че - те - те Чи - чи - ти - чи Чу - чу - чу - тю. - У нашего Чебурашки очень много друзей из разных сказок. Я сейчас произнесу их имена, если в слове встретится звук [ч] – поднимите карточку с буквой Ч. Если встретится звук [т’] - карточку с буквой Т. (Буратино, Наф-Наф, черепаха Тортилла, крокодил Гена, колобок, Чипполино, обезьянка Чи-Чи, поросенок Фунтик, Крошечка-Хаврошечка, Карлсон, Мальчик с пальчик, Шпунтик и Винтик, курочка Ряба). - Ребята, наш Чебурашка очень любит играть. Давайте мы вместе поиграем с мячом в игру, которая называется « Измени слово». В названном мною слове поменяйте звук [ч] на звук [т’]. Мяч -…….(мять) Вечер -…….(ветер) Ткачь -……(ткать) Печь -…….(петь) Зачем -…..(затем) Честь -……(тесть) Честно -….(тесно) Печка -…..(Петька) - Ребята, а что такое печка? (Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи) - А кто такой Петька? (Это имя мальчика) - Какой может быть печка? (Горячей, жаркой, пламенной, электрической, плавильной) - А какой может быть Петька? (Озорной, веселый, шустрый, добрый, разговорчивый) - Можно ли так сказать: «электрический Петька?» (Нет) - А так: « разговорчивая печка?» (Нет) - Составьте предложение со словом «печка» (Бабушка растопила печку.) - Составьте предложение со словом «Петька» (Ребята звали играть в футбол Петьку.) - Можно ли сказать так: « Бабушка растопила Петьку.» (Нет) - А так: «Ребята звали играть в футбол печку». (Нет). Вот как может поменяться смысл сказанных вами слов и предложений в зависимости от смены всего лишь одного звука в слове. - Ребята, Чебурашка не только любит играть, но и любит трудиться, и с большим уважением относится к людям труда. Я вам сейчас покажу картинки, на которых изображены люди разных профессий. Определите профессию человека и скажите, какой из изучаемых звуков присутствует в слове-названии профессии. ( Показываю картинки: врач, пограничник, ….) - Ребята все вы знаете, что Чебурашке очень хотелось учиться. Слово учиться образовано от слова учить. А на каком месте находится звук ч в этом слове? (На 2-ом) А какой звук на последнем месте? Ответьте мне на следующие вопросы: - Как называют человека, обучающего детей в школе? (Учитель) - А если это женщина? (Учительница) - Мальчик, обучающийся в школе? (Ученик) - Девочка, обучающаяся в школе? (Ученица) - Большое количество детей, обучающихся в школе? (Учащиеся) - Сам процесс приобретения знаний? (Учение, учеба) -Тетрадь, по которой учатся дети какая? (Ученическая) Как вы считаете, какая общая часть во всех этих словах? (УЧ) Это, ребята, корень всех этих слов. Подробнее о корне слов вы узнаете в следующем учебном году. В школе ученикам приходится выполнять множество заданий, вот одно из них. Прочитайте предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т. 1. К окну приле.ела сини.ка. 2. Де.и открыли форто.ку и сини.ка вле.ела в комнату. 3. П.и.ка стала клева.ь хлебные крошки на столе. 4. Всю зиму сини.ка жила у де.ей. 5. Весной де.и выпус.или п.и.ку. Физкультминутка. - Ребята, в школе дети не только учатся, но и отдыхают, играют на переменах. Вот и мы с вами немножко отдохнем. Повторяйте все движения и слова за мной. Тики-так, тики-так - так часики стучат. (Голову влево-вправо) Теки-так, теки-так-так - колеса стучат. (Поочередно правой и левой рукой) Тюки-ток, тюки-ток - так стучит каблучок. ( Стучим каблучками.) Выполнение упражнений в тетрадях. - А сейчас откройте свои тетради. Я буду вам диктовать предложение, а вы записывайте в тетрадь или букву Ч, если она есть в словах данного предложения, или букву Т. Каждое предложение с новой строчки. 1. Весной к нам прилетели грачи. 2. Белье погладили горячим утюгом. 3. Костя сломал свои часы. 4. На болоте появилась зеленая тина. 5. Ветер раскачивал качели. 6. Витя разговаривал по телефону с Костей. 7. Верочка повесила тюль. 8. Под черемухой спал теленок. - Ребята, наш Чебурашка торопиться в гости, а вот к кому догадайтесь сами, для этого составьте из слогов слова:
- Правильно, это черепаха и тигренок. 4. Итог занятия. - Какой первый звук в слове «черепаха»? - Какой первый звук в слове «тигренок»? - Что общего в этих звуках? (Оба согласные, глухие, мягкие) - Чем они отличаются? ([ч]- всегда мягкий, [т’] - имеет парный твердый звук [т]). - Наше занятие подошло к концу. И по почте для вас, ребята, крокодил Гена передает вот такие прекрасные подарочки - цветы тюльпаны, каждому из вас в память о нашем занятии. А Чебурашка многому научился на нашем занятии и обязательно продолжит свое обучение в школе. До свидания, до новых встреч, дорогие ребята.
Самоанализ открытого занятия Задачи, стоящие перед данным занятием в своей основе были выполнены. Активность детей была высокой и поддерживалась на протяжении всего занятия. Использование логических заданий на занятии способствовало не только развитию мышления детей, но и поддерживало их интерес к занятию. На занятии была решена пропедевтическая задача - знакомство с корнем слов, решение данной задачи поможет детям в будущем более быстро и легко усвоить тему: «Родственные слова, корень слов». Кроме того было уделено внимание развитию словарного запаса детей через выполнение упражнения по называнию профессии людей, через выполнение упражнения по подбору имен прилагательных к словам. Содержащим звуки [ч] - [т'], а также составление предложений с данными словами. В целом занятие цели достигло. Дети научились различать звуки [ч] - [т'] в устной речи и соответствующие буквы в письменной. Ещё по данной теме: Конспект занятия. Тема: "Теремок - ателье. Дифференциация звуков [С] - [Ш]" Дифференциация звуков [Ц] - [С]. Индивидуальная карточка Конспект группового логопедического занятия по коррекции НВОНР. Тема: Звук [К] | |
Просмотров: 16482 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |