Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методические разработки |
Разработала логопед Молчанова - Полевая Любовь Николаевна, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Добрый волшебник" город Сургут, Тюменская область Цель: закрепление правильного произнесения и употребления неизменяемых слов, а также слов, имеющих только множественное число; включение их в состав полного распространенного предложения. Совершенствование процессов звукового анализа и синтеза в работе над слоговым составом слова. Методические рекомендации: Сначала воспитатель рассказывает детям о том, что многие слова нашего языка в разных предложениях изменяются, и приводит пример, выделяя голосом флексии слова вода в различных предложениях.
Далее он говорит о том, что есть такие слова, которые никогда не изменяются и всегда звучат одинаково. Воспитатель выставляет для демонстрации по одной картинке и просит детей называть их, поправляя в случае ошибок: кашне, пальто, трюмо, печенье, алоэ, домино, мулине, шоссе. Эти слова можно повторить несколько раз. После этого дети составляют полные распространенные предложения с опорой на вопросы воспитателя: — Что надел Саша под пальто в холодную погоду? (Кашне.) — Как называется загородная дорога, по которой едут автомобили? (Шоссе.) — Какую верхнюю одежду мы надеваем осенью? (Пальто.) — В какую игру любят играть и взрослые и дети? (Домино.) — Как называется цветок, сок которого используется в медицине? (Алоэ.) Работу можно завершить отгадыванием загадок, относящихся к этим словам, заучиванием стихотворений, беседами и т. д. Знакомство с существительными, употребляемыми только во множественном числе, лучше провести на другом занятии. После демонстрации картинок иллюстративного материала и уточнения названий дети строят распространенные предложения по вопросам воспитателя. Вопросы задаются не в той последовательности, в какой выставлены картинки. Кроме того, можно предложить ребятам, чтобы они задали воспитателю вопросы по картинкам, а он на них ответил. Потом свои вопросы может задать воспитатель: — Без какого инструмента не может работать ни одна портниха или портной? (Ножницы.) — Что помогает людям лучше видеть? (Очки.) — На каком виде транспорта люди часто ездят и перевозят вещи? (Такси.) — Что нужно людям, чтобы все делать вовремя? (Часы.) — На чем малыши съезжают со снежной горки? (Санки.) — Каким прибором пользуются во многих, но не во всех магазинах? (Весы.) — Как называется одежда, которую носят и девочки, и мальчики? (Шорты) Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что независимо от количества изображенных предметов, т. е. будет ли он один или их будет много, названия этих предметов не изменяются. Пример: много пар очков — очки, одна пара — тоже очки и т. д. Полезно поиграть с детьми в игру на договаривание предложений, которую воспитатель должен построить таким образом, чтобы данные слова нужно было бы употребить в разных косвенных падежах, например: Сыр, колбасу, конфеты в магазине взвешивают на ... (весАХ). Для того чтобы закрепить знание и правильность употребления названных ранее слов (неизменяемых или употребляемых только во множественном числе), на следующем занятии или вне занятия можно предложить детям второй вариант игры: составлять предложения с опорой на одну картинку и несколько слов, названных воспитателем. Предположим, воспитатель называет слова «утро», «воскресенье» - и выставляет картинку «кино». Дети составляют предложение типа: В воскресенье утром мы пойдем в кино. Постепенно задача усложняется: надо составить коротенький рассказ по двум-трем картинкам и нескольким опорным словам. Воспитатель, приводя примеры составления рассказов, должен активизировать речь детей, поощряя в особенности использование в них живой прямой речи. С раздаточным материалом можно работать и с подгруппой детей (два-четыре человека), и индивидуально.
Ещё по данной теме: | |
Просмотров: 3177 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |