Главная » Авторские публикации » Методические разработки » Методические разработки

Работа воспитателя по заданию логопеда. Тема: "Противоположные по смыслу"

Разработала логопед

Молчанова - Полевая Любовь Николаевна,

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Добрый волшебник" город Сургут, Тюменская область

Цель: развитие умения подбирать слова-антонимы, выраженные различными частями речи; составление сложных предложений с противительными союзами; развитие вербально-логического мышления.

Методические рекомендации:

На демонстрационном полотне, используя изобразительный материал, воспитатель выставляет картинки для образца в таком порядке: «самолет летит», «строят новый дом», «большой цветной резиновый мяч», «человек под зонтом в сухой одежде», «черепаха ползет», «разрушают старый дом», «маленький теннисный мячик», «человек без зонта под дождем в мокрой одежде».

После рассматривания картинок одним словом называются действия или признаки, качества предметов или изображенных лиц. Ответы даются на вопросы воспитателя:

— Как летит самолет? (Быстро.)

— Что делают строители? (Новый дом, строят.)

— Какой мяч? (Большой.)

— Человек под зонтом остается во время дождя, каким? (Сухим.)

— Как ползет черепаха? (Медленно.)

— Что делают со старым домом? (Разрушают, ломают.)

— Какой шарик? (Маленький.)

Человек под дождем, какой? (Мокрый.)

Затем воспитатель предлагает детям пары слов, противоположных по смыслу. Он дает детям образцы таких слов, которых нет на картинках, например: трудный - легкий, сладко - горько, радость-горе, жесткий - мягкий.

После составления пар-антонимов детям даются образцы сложных предложений с этими словами: Эта-работа не трудная, «а» легкая. Диван не жесткий, «а» мягкий и т.д. (При этом противительный союз «а» воспитатель выделяет голосом и обращает внимание ребят на то, что слово «а» соединяет слова в предложении). Опираясь на образец речи воспитателя, дети составляют сложные предложения типа: Самолёт летит очень быстро, а черепаха ползёт по земле медленно. Старый ветхий дом строители ломают (сносят), а новый дом заканчивают строить. В дальнейшем этот вид работы можно несколько усложнить, перейдя от составленного предложения, соединяются между собой последовательной связью. Эту последовательность в приведённом для примера рассказ можно проследить, интонируя слова, взятые в кавычки: Старый дом снесли, а на его месте строят новый «дом». Я живу в новом «доме». Наш дом восьмиэтажный. Я живу на пятом «этаже». На каждом «этаже» несколько «квартир». Наша «квартира» двухкомнатная. «Комнаты» большие и светлые. (Обучение рассказыванию такого типа первоначально проводится с опорой на вопросы воспитателя, которые продумываются заранее).

Для самостоятельной игры по подбору слов – антонимов используются раздаточный материал. Игра проводится по типу «Лото» (играют от двух до четырёх человек). Каждый из играющих получает по три картинки. Остальные лежат перед ведущим изображениями книзу. Если из трёх имеющихся картинок играющий может составить пару слов – антонимов, он откладывает их в сторону – это одно очко. Если же такой пары составить нельзя, ведущий выкладывает перед детьми количество картинок по числу играющих.

Картинки выкладываются на стол, чтобы ребята могли обдумать, какая (или какие) картинка им подходит для составления пары слов – антонимов. Ведущий даёт детям время на обдумывание – он про себя должен сосчитать до десяти. Затем дети откладывают в сторону получившиеся пары картинок, игра продолжается. Тот, кого первым все картинки «разошлись по парам», считается победителем и заканчивает игру, называя количество выигранных очков. Затем победитель открывает подобранные пары картинок и объясняет, почему он выбрал в пару именно эти картинки, например: «Я составил пару их этих картинок, потому что на первой – ясный, солнечный день, а на второй – тучи, пасмурная погода перед дождём.

 

Ещё по данной теме:

 
Категория: Методические разработки | Добавил: Evita (08.06.2014) | Автор: Молчанова-Полевая Любовь Николаевна
Просмотров: 3229 | Теги: лексика, работа воспитателя | Рейтинг: 4.8/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar