К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно чётко – слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности.
На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. При полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять определённые звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определённой позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова.
Возможные недочёты произносительной стороны речи в этом возрасте выражаются в том, что некоторые дети недостаточно чётко дифференцируют отдельные звуки (как на слух, так и в произношении), невнятно произносят слова, не всегда регулируют громкость голоса, темп речи, не умеют правильно пользоваться интонацией. В подготовительную у школе группу иногда поступают дети, имеющие дефекты в произношении звуков, не ясно произносящие слова, что связано с вялой артикуляцией, с разнообразными дефектами речи (косноязычие и пр.).
На данном возрастном этапе воспитатель продолжает совершенствовать произносительную сторону речи, развивать фонематическое восприятие детей, голосовой аппарат.