Чтобы у ребенка формировалось правильное произношение звуков, произношение уже имеющихся звуков было четким, рекомендуются занятия артикуляционной гимнастикой. При регулярных повторениях упражнений укрепляются органы артикуляционного аппарата (губы, язык), ребенку легче переходить от одной артикуляционной позы к другой, легче удерживать нужное положение, для правильно произнесения сложных звуков.
Если у ребенка вялая артикуляция, речь не внятная, хотя он может произнести звуки четко…
Если ребенку предстоят занятия с логопедом…
Если речь ребенка в процессе формирования…
..то артикуляционная гимнастика поможет сделать речь более четкой, подготовит и укрепит речевые мышцы для дальнейших занятий, поможет формированию правильного произношения.
Деткам 2-3 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети 4-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Занятия должны быть:
- регулярными. Как минимум, ежедневными, желательно проводиться 2-3 раза в день.
- недолгими. От 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем.
- проводиться перед зеркалом. На первых этапах работы, чтобы кроме тактильных ощущений был ещё и зрительный контроль.
- на 1 занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Иногда есть смысл провести несколько занятий без введения новых упражнений, для закрепления уже знакомых, но ещё сложных для ребенка действий.
- каждое упражнение повторять 5-7 раз. Но стоит внимательно следить за реакцией ребенка. Главное, чтобы сохранялся интерес к занятию.
- статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время задерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3 секунд.
- динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно. Темп постепенно можно увеличивать, но следить, чтобы правильность выполнения соблюдалась.
- все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
- если какое – то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, пальцем, ручкой чайной ложки.
- сначала взрослый показывает упражнение-ребенок повторяет, делает синхронно с показывающим.
Обязательно надо следить за правильностью выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
Статические артикуляционные упражнения направлены на выработку правильной позы.
Динамические - на правильное выполнение движений.
Ещё по данной теме:
|