Виды запинок | 1) Многократное повторение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений 2) Прерывание речи молчанием (ребенок не в состоянии сразу оформить свои мысли и желания словами) | 1) Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний 2) Прерывание речи молчанием (ребенок не может из-за судороги в речевом аппарате начать или продолжить фразу) 3) Напряженное произнесение отдельных звуков или звукосочетаний |
Причины возникновения запинок | 1) Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Речевые запинки здесь результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребенка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки) 2) Задержки психофизического развития в результате перенесенных болезней, травм, неблагоприятной наследственности. В этом случае могут наблюдаться различные отклонения и в речевом развитии детей, в том числе и запинки 3) Недостатки речи: звукопроизношения, словои фразообразования 4) Безудержно-быстрая, хаотическая речь 5) Неблагоприятное речевое окружение | 1) Нарушение высшей нервной деятельности у ребенка в результате: - неблагоприятной наследственности; - внутриутробных и послеродовых травм; - перенесенных болезней; - педагогической запущенности (неблагоприятная обстановка, ссоры родителей, несогласованное воспитание ребенка, запугивающие наказания, перегрузка речи ребенка заучиванием сложных текстов и пр.); - резкой одномоментной травмы (испуг) 2) От запинок несудорожного характера по типу зафиксированного патологического рефлекса |
Место запинок во фразе
| 1) Определенного места не имеют 2) Появляются обычно в сложных по конструкции словах и фразах | 1) Обычно в начале фразы, а также на определенных звуках и звукосочетаниях, например на т, д, г, б, кр, пл и т.д.
|
Отношение детей к недостаткам своей речи
| 1) Не замечают 2) Небрежное | 1) Обычно замечают и серьезно переживают 2) Отсюда появление многих психологических особенностей в виде конфузливости, страха речи, ухода в себя, чувства ущемленности и пр. |
Что необходимо для устранения
| 1) Воспитательная работа по упорядочению поведения и развитию речи ребенка 2) Консультация у невропатолога | 1) Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм ребенка в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка в целом 2) Совместная работа логопеда, психоневролога, родителей и воспитателей ребенка
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. |