Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции»

Автор: учитель - логопед Килина Надежда Михайловна

Муниципальное казённое учреждение «Департамент по образованию мэрии города Кызыла»
МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №19 г. Кызыла Республики Тыва»

Цель: Автоматизация звука [Р] в середине слов и в предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

  • добиваться правильного произношения звука [Р], опираясь на метод наглядного моделирования;
  • закреплять представления детей о правильной артикуляции звука [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

  • автоматизировать звук [Р] в интервокальной позиции в середине слов;
  • продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • закрепить представления об артикуляционном укладе звука [Р], используя приёмы мнемотехники;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • формировать речевое дыхание;
  • развивать артикуляционную мелкую моторики;
  • развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Предварительная работа: подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках [т], [д], [ш], [ж], [л], целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка,- на звуках [ф], [в], [с], [з]; умение делать язык широким – на звуках [ц], [с], [з], [ш], [ж], уточнение произношения изолированного звука [р].

Оборудование: зеркала, мнемотаблица для артикуляционной моторики, предметные картинки, содержащие звук [р], сюжетная картинка, чистоговорки, содержащей звук [р], таблички наглядных моделей слогов со звуком [р], дорожки для автоматизации изолированного звука [р].

Ход деятельности:

1 часть-организационный момент:

Учитель-логопед: Вспомним наше правило-

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим,

Никогда мы не спешим. Будем соблюдать это правило на занятии.

Учитель-логопед: У вас на столе лежат массажные шарики. Выполним упражнения с шариком правой рукой:

Я шариком круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

И сожму его немножко,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Выполняют упражнение левой рукой.

2 часть-вводная:

А) Учитель-логопед: Ребята, к нам на занятие пришёл сказочный герой. Я расскажу о нём, а вы попробуете отгадать, кто это.

Загадка:

Этот мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

 Всюду нос сует свой длинный...

Учитель-логопед: Кто же это?

Дети: Это Буратино.

Входит «Буратино».

Б) Буратино: Здравствуйте, ребята. Мне папа Карло подарил «Азбуку» (показывает). Я очень люблю читать её и узнавать всё новое. Сегодня мне хотелось бы побывать у вас на занятии и узнать, как правильно произносятся звуки.

Логопед: Хорошо, Буратино. Мы приглашаем тебя на наше занятие.

В) Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук [Р] в середине слов.

3 часть-основная:

1) Развитие фонематического слуха (на уровне звуков).

Учитель-логопед: Сначала проверим, какие вы внимательные. Возьмите шарик в правую руку всеми пальчиками. Услышав звук [Р] среди других звуков, сожмите в правой руке массажный шарик [Р, М, Н, Р, Т, Д, Ж, Р].

Возьмите шарик в левую руку и постучите по столу, услышав слоги, слова со звуком [Р]: АСА-АРА-АРО-УПА-УДА-ОРУ; КОСА-КОРА-СОБАКА-СОРОКА-ВОРОНА-ВОДОПАД.

2) Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже,

На детишек быть похожим.

Учитель-логопед: Приготовьте зеркала. Выполним вместе с Буратино зарядку для язычков.

Мнемотаблица комплекса артикуляционной гимнастики.

Учитель-логопед: Ваши язычки готовы к работе.

3) Автоматизация изолированного звука в игровом упражнении.

Логопед: Заведём «мотор грузовиков» (с опорой на картинку).

Логопед: Грузовик едет по прямой дорожке мотор работает громко и ровно так: [Р-Р-Р-Р].

Дети произносят: [Р-Р-Р-Р] и проводят пальчиком по «дорожке».

Логопед: Грузовик едет по горам, мотор работает по-разному. Когда грузовик едет в гору, мотор работает громко, спускается с горы - мотор работает тихо. Вот так: Р-р-Р-р. Заводим мотор грузовика.

4) Уточнение артикуляции звука по мнемодорожке.

Логопед: Послушайте ещё раз звук [Р]. Посмотрите на «дорожку», вспомните и расскажите, как правильно мы учились его произносить (с показом опорной мнемодорожки и профиля звука).

Учитель-логопед: Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?

Дети: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.

Учитель-логопед: А где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними зубами и дрожит.

Учитель-логопед: Какая воздушная струя?

Дети: Сильная, тёплая.

Учитель-логопед: Что происходит с голосом?

Дети: Голос слышится, звенит

Учитель-логопед: Правильно.

5) Введение модели звука.

Учитель-логопед: Положите перед собой «портрет» звука [Р].

Учитель-логопед показывает на экране ПК.

Учитель-логопед: Проведите пальчиком по кончику язычка и заведите «моторчик».

Дети: [Р-Р-Р].

Учитель-логопед:

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

6). Автоматизация звука в слогах. С опорой на наглядную модель.

Логопед: Буратино любит играть на барабане разные мелодии. Для вас он их записал. Повторите их. Слоги записаны с помощью наглядных моделей (ПК).

Дети: РА-РА-АРА, РЫ-РЫ-АРЫ, РО-РО-АРО, РУ-РУ-АРУ; ОРУ-ОРУ-РУ, ОРА-ОРА-РА, ОРО-ОРО-РО, ОРЫ-ОРЫ-РЫ.

7). Развитие фонематического слуха (на уровне слов). Картинки в ПК.

Учитель-логопед: Буратино принёс с собой картинки. Рассмотрите их и назовите те, в которых нет звука [Р].

Дети: Мяч, чайник, собака.

Дети называют, а логопед закрывает их.

Физминутка (с Су-джоком):

Буратино: Картинки вы назвали верно, а сейчас мы вместе с вами займёмся гимнастикой.

Выполнение упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, шарик в правой руке.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шарик в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

И.п.: то же.

1- руки развести в стороны;

2 - руки вытянуть вперёд и переложить шарик в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

8). Автоматизация звука в словах.

А) Буратино: Вы закрыли все картинки, в которых нет звука [Р]. Я дарю вам картинки только со звуком [Р] и прошу их назвать.

Логопед: Назовите все картинки по-порядку так, как показывают стрелочки, начиная с картинки со звездочкой (*).

Дети: Баран, сорока, ворона, барабан, жираф, носорог, корова, воробей.

Б) Учитель-логопед: Я назову картинку со звуком [Р], а вы подберите к ней числительное «один» или «одна». Например, один барабан.

Дети: Один баран, одна сорока и т.д.

В) Учитель-логопед: Найдите и назовите картинки со слогом –Ра. Показывается наглядная модель слога (ПК).

Мы со слогом –Ра играем слово к слову подбираем.

Дети: Барабан, жираф, пирамидка, муравей.

Такие же задания со слогами –Ру, -Ро.

Учитель-логопед: Мы со слогом –Ру играем слово к слову подбираем.

Дети: Парусник, кенгуру, карусель.

Учитель-логопед: Мы со слогом –РО играем, слово к слову подбираем.

Дети: Сорока, ворона, подарок, воробей.

Учитель-логопед: Назовите зимующих птиц на картинках.

Дети: Сорока, ворона, воробей.

Учитель-логопед: Послушайте ещё раз названия зимующих птиц и назовите слог со звуком [Р].

Дети: Это слог –РО.

9). Автоматизация звука в предложениях.

Игра «Сочиняем стихи».

Учитель-логопед: Буратино мне рассказал, что вечером они с друзьями сочиняют стихи по картинкам. Попробуем мы тоже сочинять стихи. Показываю картинку.

Учитель-логопед: Что это? (показываю на картинки)

Дети: Это гора, кенгуру, шары.

Учитель-логопед: Я начну предложение, а вы закончите необходимым словом:

РА-РА-РА-вот….. (показываю на картинку)

Дети: Гора.

Учитель-логопед: Расскажи всё об этой картинке.

Дети: РА-РА-РА-вот гора.

Учитель-логопед: РО-РО-РО-вот……(картинка)

Дети: Перо.

Учитель-логопед: РУ-РУ-РУ-вот…(картинка)

Дети: Кенгуру.

Учитель-логопед: РЫ-РЫ-РЫ-вот…..(картинка)

Дети: Шары.

Дети самостоятельно повторяют чистоговорки.

10). Оценка деятельности детей:

Буратино: Спасибо вам, ребята. Теперь я буду стараться правильно произносить все звуки. Я хочу подарить вам подарок за то, что вы были внимательными, активными и показали мне, как правильно произносится звук [Р].

Учитель-логопед: Вы сегодня хорошо работали. Выполнили все задания. Вы правильно произносили звук «Р» в словах, в предложениях.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (08.10.2015) | Автор: Килина Надежда Михайловна
Просмотров: 6362 | Теги: автоматизация, звук Р | Рейтинг: 3.9/14

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для выкладывания камешков Марблс - ЦИФРЫ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar