Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Автор: учитель - логопед Килина Надежда Михайловна Муниципальное казённое учреждение «Департамент по образованию мэрии города Кызыла» Цель: Автоматизация звука [Р] в середине слов и в предложениях. Задачи: 1. Образовательные:
2. Коррекционно-развивающие:
Предварительная работа: подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках [т], [д], [ш], [ж], [л], целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка,- на звуках [ф], [в], [с], [з]; умение делать язык широким – на звуках [ц], [с], [з], [ш], [ж], уточнение произношения изолированного звука [р]. Оборудование: зеркала, мнемотаблица для артикуляционной моторики, предметные картинки, содержащие звук [р], сюжетная картинка, чистоговорки, содержащей звук [р], таблички наглядных моделей слогов со звуком [р], дорожки для автоматизации изолированного звука [р]. Ход деятельности: 1 часть-организационный момент: Учитель-логопед: Вспомним наше правило- Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим, Никогда мы не спешим. Будем соблюдать это правило на занятии. Учитель-логопед: У вас на столе лежат массажные шарики. Выполним упражнения с шариком правой рукой: Я шариком круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. И сожму его немножко, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. Выполняют упражнение левой рукой. 2 часть-вводная: А) Учитель-логопед: Ребята, к нам на занятие пришёл сказочный герой. Я расскажу о нём, а вы попробуете отгадать, кто это. Загадка: Этот мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный... Учитель-логопед: Кто же это? Дети: Это Буратино. Входит «Буратино». Б) Буратино: Здравствуйте, ребята. Мне папа Карло подарил «Азбуку» (показывает). Я очень люблю читать её и узнавать всё новое. Сегодня мне хотелось бы побывать у вас на занятии и узнать, как правильно произносятся звуки. Логопед: Хорошо, Буратино. Мы приглашаем тебя на наше занятие. В) Сообщение темы занятия. Логопед: Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук [Р] в середине слов. 3 часть-основная: 1) Развитие фонематического слуха (на уровне звуков). Учитель-логопед: Сначала проверим, какие вы внимательные. Возьмите шарик в правую руку всеми пальчиками. Услышав звук [Р] среди других звуков, сожмите в правой руке массажный шарик [Р, М, Н, Р, Т, Д, Ж, Р]. Возьмите шарик в левую руку и постучите по столу, услышав слоги, слова со звуком [Р]: АСА-АРА-АРО-УПА-УДА-ОРУ; КОСА-КОРА-СОБАКА-СОРОКА-ВОРОНА-ВОДОПАД. 2) Артикуляционная гимнастика. Логопед: Все ребята по порядку Утром делают зарядку. Язычок наш хочет тоже, На детишек быть похожим. Учитель-логопед: Приготовьте зеркала. Выполним вместе с Буратино зарядку для язычков. Мнемотаблица комплекса артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед: Ваши язычки готовы к работе. 3) Автоматизация изолированного звука в игровом упражнении. Логопед: Заведём «мотор грузовиков» (с опорой на картинку). Логопед: Грузовик едет по прямой дорожке мотор работает громко и ровно так: [Р-Р-Р-Р]. Дети произносят: [Р-Р-Р-Р] и проводят пальчиком по «дорожке». Логопед: Грузовик едет по горам, мотор работает по-разному. Когда грузовик едет в гору, мотор работает громко, спускается с горы - мотор работает тихо. Вот так: Р-р-Р-р. Заводим мотор грузовика. 4) Уточнение артикуляции звука по мнемодорожке. Логопед: Послушайте ещё раз звук [Р]. Посмотрите на «дорожку», вспомните и расскажите, как правильно мы учились его произносить (с показом опорной мнемодорожки и профиля звука). Учитель-логопед: Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? Дети: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты. Учитель-логопед: А где находится кончик языка? Дети: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними зубами и дрожит. Учитель-логопед: Какая воздушная струя? Дети: Сильная, тёплая. Учитель-логопед: Что происходит с голосом? Дети: Голос слышится, звенит Учитель-логопед: Правильно. 5) Введение модели звука. Учитель-логопед: Положите перед собой «портрет» звука [Р]. Учитель-логопед показывает на экране ПК. Учитель-логопед: Проведите пальчиком по кончику язычка и заведите «моторчик». Дети: [Р-Р-Р]. Учитель-логопед: Ротик свой мы открываем, Язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмём, Да и сильно дуть начнём. Язычок наш задрожит Никуда не убежит. Всем он так и говорит: «Эта сильная струя Дрожать заставила меня. Не от страха я дрожу, Лишь мотор свой завожу». 6). Автоматизация звука в слогах. С опорой на наглядную модель. Логопед: Буратино любит играть на барабане разные мелодии. Для вас он их записал. Повторите их. Слоги записаны с помощью наглядных моделей (ПК). Дети: РА-РА-АРА, РЫ-РЫ-АРЫ, РО-РО-АРО, РУ-РУ-АРУ; ОРУ-ОРУ-РУ, ОРА-ОРА-РА, ОРО-ОРО-РО, ОРЫ-ОРЫ-РЫ. 7). Развитие фонематического слуха (на уровне слов). Картинки в ПК. Учитель-логопед: Буратино принёс с собой картинки. Рассмотрите их и назовите те, в которых нет звука [Р]. Дети: Мяч, чайник, собака. Дети называют, а логопед закрывает их. Физминутка (с Су-джоком): Буратино: Картинки вы назвали верно, а сейчас мы вместе с вами займёмся гимнастикой. Выполнение упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, шарик в правой руке. 1 - руки развести в стороны; 2 - руки поднять вверх и переложить шарик в другую руку; 3 - руки развести в стороны; 4 - опустить руки. И.п.: то же. 1- руки развести в стороны; 2 - руки вытянуть вперёд и переложить шарик в другую руку; 3 - руки развести в стороны; 4 - опустить руки. 8). Автоматизация звука в словах. А) Буратино: Вы закрыли все картинки, в которых нет звука [Р]. Я дарю вам картинки только со звуком [Р] и прошу их назвать. Логопед: Назовите все картинки по-порядку так, как показывают стрелочки, начиная с картинки со звездочкой (*). Дети: Баран, сорока, ворона, барабан, жираф, носорог, корова, воробей. Б) Учитель-логопед: Я назову картинку со звуком [Р], а вы подберите к ней числительное «один» или «одна». Например, один барабан. Дети: Один баран, одна сорока и т.д. В) Учитель-логопед: Найдите и назовите картинки со слогом –Ра. Показывается наглядная модель слога (ПК). Мы со слогом –Ра играем слово к слову подбираем. Дети: Барабан, жираф, пирамидка, муравей. Такие же задания со слогами –Ру, -Ро. Учитель-логопед: Мы со слогом –Ру играем слово к слову подбираем. Дети: Парусник, кенгуру, карусель. Учитель-логопед: Мы со слогом –РО играем, слово к слову подбираем. Дети: Сорока, ворона, подарок, воробей. Учитель-логопед: Назовите зимующих птиц на картинках. Дети: Сорока, ворона, воробей. Учитель-логопед: Послушайте ещё раз названия зимующих птиц и назовите слог со звуком [Р]. Дети: Это слог –РО. 9). Автоматизация звука в предложениях. Игра «Сочиняем стихи». Учитель-логопед: Буратино мне рассказал, что вечером они с друзьями сочиняют стихи по картинкам. Попробуем мы тоже сочинять стихи. Показываю картинку. Учитель-логопед: Что это? (показываю на картинки) Дети: Это гора, кенгуру, шары. Учитель-логопед: Я начну предложение, а вы закончите необходимым словом: РА-РА-РА-вот….. (показываю на картинку) Дети: Гора. Учитель-логопед: Расскажи всё об этой картинке. Дети: РА-РА-РА-вот гора. Учитель-логопед: РО-РО-РО-вот……(картинка) Дети: Перо. Учитель-логопед: РУ-РУ-РУ-вот…(картинка) Дети: Кенгуру. Учитель-логопед: РЫ-РЫ-РЫ-вот…..(картинка) Дети: Шары. Дети самостоятельно повторяют чистоговорки. 10). Оценка деятельности детей: Буратино: Спасибо вам, ребята. Теперь я буду стараться правильно произносить все звуки. Я хочу подарить вам подарок за то, что вы были внимательными, активными и показали мне, как правильно произносится звук [Р]. Учитель-логопед: Вы сегодня хорошо работали. Выполнили все задания. Вы правильно произносили звук «Р» в словах, в предложениях. | |
Просмотров: 6596 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |