Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Автор: учитель – логопед ГАУ РЦСППСДМ Даминова Аниса Шариповна, «Детский сад №42 компенсирующего вида» Октябрьского района городского округа город Уфа
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Артикуляция звука [р] в изолированном положении, в слогах, словах и фразах. 2. Определение места звука в слове и звуковой состав слогов со звуком [р]. 3. Множественное число существительных (окончания –ы; -и) 4. Одушевлённость – неодушевлённость объектов.
Задачи: Образовательные: 1. Уточнить и закрепить знания о согласных звуках (твёрдых и мягких, звонких и глухих), их отличии. 2. Закреплять умения детей образовывать множественное число существительных. 3. Закреплять умение определять одушевлённость – неодушевлённость. 4. Закреплять умение определять позицию звука в слове и звуковой состав слогов. Коррекционные: 5. Автоматизировать звук [р] в изолированном положении, в слогах, словах и фразах. 6. Коррекция нарушений фонематического слуха у детей. 7. Коррекция слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления. 8. Коррекция общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитательные: 9. Формирование мотиваций обучения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Существительные – звуки, язык, губы, баран, радуга, жираф, барабан, рама, ракушка, ранец, карандаш, пирамида, детвора, полёт, экипаж, отсек, лукошко, мотор, механизмы, путешествие, слог, слово, рассказ. Прилагательные – тренировочный, мощный, алый, согласный, звонкий, твёрдый, синий. Глаголы – выкладывается, включаться, подготовиться, работать, отдыхать, развлекаться.
ОБОРУДОВАНИЕ: ракета, ноутбук с заданиями, логопедическая дорожка, таблицы со схемами изменения силы голоса, тренажёр ротик, игра «Звукознайка», слоговые ступеньки, фигурки рака, барана, поля для определения «Живое – неживое», предметные картинки (ракета, радуга, пирамида, барабан, карандаш, ранец, рама, ракушка) в единственном и множественном числе, пиктограммы для рассказа, приз
ХОД ЗАНЯТИЯОрганизационный момент Рано, рано поутру Солнце будит детвору. Просыпайся, детвора, В детский сад идти пора. Заждались вас там игрушки: Пирамиды и хлопушки. Ярко-красный грузовик От тоски совсем поник. Грустно им без вас стоять, С ними надо поиграть. - Какой звук чаще других произносится в этом стихотворении? (Звук [Р]) - Правильно, сегодня я приглашаю тебя с собой в увлекательное путешествие, а на чём мы отправимся, отгадай сам: Чудо - птица – алый хвост, Прилетела в стаю звёзд. (Ракета) (Показываю ракету) - Но прежде, чем отправиться, надо немного подготовиться к полёту. Экипажу предлагается занять места в тренировочном отсеке. (Ребёнок и логопед садятся к зеркалу, перед ноутбуком)
I часть Артикуляционная гимнастика - В начале путешествия разомнём наш язычок. 1. Первое упражнение называется «Грибок» Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. (Выполнение под счёт до 8-10, количество повторений 3- 4 раза) 2. «Лошадка» Я – весёлая лошадка, Тёмная как шоколадка, Языком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. (Выполнять в течение 20 сек) 3. «Гармошка» Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять!
II часть Артикуляция звука [Р] в изолированном положении, характеристика звука - На ракете установлен мощный мотор, но мотор есть и в других механизмах. Каких? (Ребёнок: моторы есть в машинах, моторных лодках, самолётах…) - Правильно, сейчас мы покатаемся на машине. Садись рядом с ёжиком и поехали… (Ребёнок проводит пальцем по логопедической дорожке и одновременно произносит звук [Р]) - Какой звук слышится, когда работает мотор? (Ребёнок «Звук [Р]») - Мотор может включать и выключать. Покажи, как он тогда звучит. (Ребёнок произносит звук [р] с разной силой голоса по схеме) - Расскажи, как мы произносим этот звук? (Ребёнок сопровождает описание артикуляции с показом на тренажёре РОТИК) -Скажи, какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый). - Каким цветом мы его обозначим? (Синим)
III часть Фонематический слух. - Мы с тобой готовы начать своё путешествие. Ты уже завёл мотор. (Включается звук двигателя на аудиозаписи) Пять, четыре, три, два, один…Ура! Летим! Поднимается ракета, Чертит небо ярким светом. - В полёте космонавты работают, отдыхают и развлекаются. Давай, поиграем в игру «Звукознайка». - Я буду произносить много звуков, слогов и слов, а ты располагай их на полосках с помощью фишек и схем. - А, Р, МЬ, Р, У, Р - РА, ОР, РЫ - РАКЕТА, УДАР, ПИРАМИДА (Анализ деятельности ребёнка) IV часть Физминутка - На ракете объявляется тренировка. Вставай, упражнение выполняй.
Мы летаем высоко, мы летаем низко, Мы летаем далеко, мы летаем близко.
V часть Произнесение в слогах - Наша тренировка продолжается. Сейчас мы будем ходить по ступеням вверх к раку в гости, произнося слоги со звуком [р]:
РА – РА - РА – РО РО – РО - РО – РЫ РЫ – РЫ – РЫ – РО АР – АР – АР – ОР ОР – ОР – ОР – УР УР – УР – УР - ЫР VI часть Произнесение [р] в словах и определение места звука в слове. - Пора сесть за пульт нашей ракеты. - На экране монитора ты видишь слова, определи, есть ли в них звук [р], нажми соответствующую кнопку, а также определи место звука в слове. (Выполнение задания на компьютере)
VII часть Произнесение [р] в словах, определение одушевлённости – неодушевлённости Идёт спокойно наш полёт. Нас впереди заданье ждёт. - Разложи картинки по этим полям. Сюда ты положишь те, к которым можно задать вопрос «Кто? », а сюда те картинки, к которым задаётся вопрос «Что?». (Ребёнок раскладывает картинки)
- Назови картинки на этом игровом поле. (РАК, БАРАН, ЖИРАФ) - Как про них можно спросить? Почему? - Назови картинки на этом игровом поле. (РАКЕТА, РАДУГА, ПИРАМИДА, БАРАБАН, КАРАНДАШ, РАНЕЦ, РАМА, РАКУШКА) - Как про них можно спросить? Почему?
VIII часть Произнесение [р] в словах, множественное число существительных - Я буду показывать картинку, ты найдёшь среди этих парную и назовёшь обе: РАМА – РАМЫ ПИРАМИДА – ПИРАМИДЫ БАРАН – БАРАНЫ РАК – РАКИ…
VIII часть Произнесение [р] во фразах. Составление рассказа по пиктограммам «Радик и Рая. А сейчас экипажу нужно Составить рассказ дружно. -Я расскажу тебе рассказ, а ты выложи его из пиктограмм. Постарайся работать со мной одновременно. Радик и Рая. Жарко. Радик собирается к РАЕ. Он собирает в ранец пирамиду, карандаш, барабан. В небе ракета и радуга. Рая будет рада Радику.
IX часть Итог занятия. Анализ. Сюрпризный момент на мониторе ноутбука и вручение подарка. Ещё по данной теме:
| |
Просмотров: 5780 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |