Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Автоматизация звука [Р]"

Разработала учитель - логопед

Пономарева Елена Витальевна

МБДОУ Д/с № 31, город Камышин

Цель: Формировать правильное произношение звука [Р] в открытых слогах, в словах.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • учить правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях;
  • учить давать характеристику звуку.

Коррекционно-развивающие:

  • вырабатывать сильную воздушную струю;
  • развивать мелкую моторику, фонематический слух;
  • развивать воображение, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать стремление контролировать правильность свей речи;
  • воспитывать мотивацию путем игровых моментов.

Оборудование: Картинка с нарисованным воздушным шаром, корзина-плетенка, палочка с держателем, воздушный шарик (+ запасной шарик), карточка с машиной и дорожкой, два настольных зеркала, обрамленных лепестками как у ромашки, картинки для артикуляционной гимнастики на звук [Р], ромашка слоговая, облака разной формы, 4 тучи с написанными на них слогами РА, РО, РУ, РЫ, рыбки и раки с картинками на обратной стороне (радуга, карандаш, роза, кукуруза, корыто, барабан, корова, ракушка, баран, ромашка, рысь, ручка), удочка, листы с заданиями для домашнего выполнения.

Ход занятия

Этапы

Содержание

Оборудование

1. Организационный момент. Постановка цели.

- Вика, давай вспомним, что мы с тобой делали на прошлых занятиях?

- Правильно, мы учились произносить звук [Р] в слогах и словах. И сегодня мы продолжим эту трудную работу, вот только сегодня у нас не простой урок, а путешествие на воздушном шаре! Готова к путешествию? Молодец! Но прежде, чем отправиться в путь, давай вспомним, как мы хотим научиться разговаривать:

    Каждый день, всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Верно, четко говорим,

    Никуда мы не спешим!

- Какой звук мы с тобой учимся правильно говорить? Звук [Р].

- Этот звук гласный или согласный?

- Итак, начинаем подготовку к полету!

 

2. Выработка сильной воздушной струи

- Посмотри на картинку. Воздушный шар – это такой летательный аппарат, который состоит из корзины, нагревателя воздуха и огромного шара.

- Корзина у нас есть, а вот шар еще не надут. Возьми шарик, надуй его. Постарайся не надувать щеки, дуй с силой.

Надутый шарик прикрепляется палочкой к корзине.

- Молодец!

Картинка с нарисованным воздушным шаром, корзина-плетенка, палочка с держателем, воздушный шарик.

3. Произнесение изоливанного звука [р]

- Теперь нужно раздобыть огонь для нагревания воздуха. Ведь только горячий воздух поднимет нас вверх.

Поехали к Огневичку, он поделится с нами огнем. «Садимся» в машину (ребенок ставит пальчик на машину у начала дорожки), заводи моторчик и поехали!

Ребенок ведет пальчиком по дорожке и произносит звук [Р].

Карточка с машиной и дорожкой.

4. Развитие мелкой моторики рук

- Вот мы приехали к Огневичку. Огневичок согласен поделиться с нами огнем, но нам нужно изготовить коробочку, в которой будет огонь.

- Возьми заготовку, согни бумагу по пунктирной линии, намажь клеем заштрихованные зоны, соедини части.

- Вот и готова коробочка. А огонь мы сделаем из платочков, которые нам дал Огневичок.

- Для начала скомкаем его. Возьми платок за уголок и вбирай его в кулачок, используя пальцы только одной руки. Теперь второй рукой скомкай второй платок. Переложи его в другую руку и скомкай третий платок.

Молодец! Сложи все три платочка один на другой и возьми их за уголок. Просунь уголки платка через дырочку в коробке. Получился огонь!

- Наш шар готов и мы можем отправляться в полет!

Картинка Огневичок. Заготовка для изготовления коробочки, клей-карандаш, три платочка красного цвета.

5. Динамическая пауза

Вот моторы загудели: РРРРРРРРРР!

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Мы на шаре полетели. РРРРРРРРР!

(руки в стороны, поочередно наклоны влево-вправо)

Очень долго мы летели. РРРРРРРРР!

(снова вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

На полянку тихо сели. (тихо) ррррррррр.

(присесть, руки к коленям)

 

6. Артикуляционная гимнастика

- Посмотри, какие интересные ромашки растут на этой полянке, вместо сердцевинки – зеркало! Давай поиграем с ромашкой – выполним гимнастику для язычка.

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков  [Р], [Р’]:

1) Чистим зубки

2) Маляр

3) Кто дальше загонит мяч?

4) Вкусное варенье

5) Индюк

6) Лошадка

7) Барабанщик

Два настольных зеркала, обрамленных лепестками как у ромашки. Картинки для артикуляционной гимнастики на звук [р]

7. Автоматизация звука [р] в открытых слогах.

- Посмотри, а у этой ромашки разлетелись лепестки, а на лепестках написаны буквы. Давай соберем лепесточки и прочитаем, что на них написано.

Ребенок прикладывает к серединке лепестки.

- Проведи пальчиком от Р к каждому лепесточку. Какие слоги получились?

- Повтори каждый слог несколько раз.

- Молодец! Садимся в шар и опять полетели: Ррррррррррр!

Ромашка слоговая.

8. Автоматизация звука [р] в словах.

- Впереди облака. Давай пофантазируем, на что они похожи… (на ромашку, корону, расческу, пирамидку, курицу).

- Ох! Впереди 4 большие грозовые тучи. На них написаны слоги. Чтобы не попасть в грозу нам нужно прочитать слог и придумать по три слова, которые могут начинаться с этих слогов. Тогда мы сможем облететь эти тучи стороной.

РА - (рама, рак, радуга)

РО - (робот, роза, рост)

РУ - (руки, рубашка, Русь)

РЫ - (рыба, рысь, рыжик)

Облака разной формы, 4 тучи с написанными на них слогами РА, РО, РУ, РЫ.

9. Динамическая пауза

Вот моторы загудели: РРРРРРРРРР!

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

И вперед мы полетели. РРРРРРРРР!

(руки в стороны, поочередно наклоны влево-вправо)

К пруду на шаре мы спустились

(присесть на корточки)

Наклонились и умылись.

(имитация умывания)

А теперь пора играть –

Рыбок надо нам поймать!

 

10. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.

- Поймай удочкой рыбку и назови, что нарисовано на обратной стороне

- Составь предложение с этим словом.

Ребенок ловит удочкой рыбок, раков, называет слово, составляет с ним предложение.

Посчитай, сколько рыб ты поймала. (одна рыба, две рыбы, три рыбы четыре рыбы, пять рыб, шесть рыб; один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков, шесть раков)

Рыбки и раки с картинками на обратной стороне (радуга, карандаш, роза, кукуруза, корыто, барабан, корова, ракушка, баран, ромашка, рысь, ручка), удочка.

9. Развитие фонематического слуха

- Вот как много рыбы и раков мы поймали! Порадуемся, похлопаем в ладоши! Крикнем УРА!

- А теперь хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [Р]: руки рама, козы, розы, рыба, коса, тучка, ручка, лук, дом, рак, мак.

- Молодец, ты научилась не только говорить звук [Р], но и слышать его в словах.

 

10. Подведение итогов.

- Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила звук [Р].

- Что тебе понравилось на занятии?

- то показалось трудным?

- Что хотела бы повторить на следующем занятии?

 

11. Домашнее задание

1) На листе нарисованы предметы.

- Раскрась те, в которых есть звук [Р].

2) Следи за тем, чтобы во время разговора произносить красиво звук [Р].

Листы с заданиями для домашнего выполнения

 

Ещё по данной теме:

Категория: Конспекты занятий | Добавил: BezOglyadki (24.07.2014) | Автор: Пономарева Елена Витальевна
Просмотров: 9880 | Теги: звук Р, автоматизация | Рейтинг: 4.0/8

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 4-5 лет

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar