Разработала учитель - логопед
Пономарева Елена Витальевна
МБДОУ Д/с № 31, город Камышин
Цель: Формировать правильное произношение звука [Р] в открытых слогах, в словах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- учить правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях;
- учить давать характеристику звуку.
Коррекционно-развивающие:
- вырабатывать сильную воздушную струю;
- развивать мелкую моторику, фонематический слух;
- развивать воображение, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать стремление контролировать правильность свей речи;
- воспитывать мотивацию путем игровых моментов.
Оборудование: Картинка с нарисованным воздушным шаром, корзина-плетенка, палочка с держателем, воздушный шарик (+ запасной шарик), карточка с машиной и дорожкой, два настольных зеркала, обрамленных лепестками как у ромашки, картинки для артикуляционной гимнастики на звук [Р], ромашка слоговая, облака разной формы, 4 тучи с написанными на них слогами РА, РО, РУ, РЫ, рыбки и раки с картинками на обратной стороне (радуга, карандаш, роза, кукуруза, корыто, барабан, корова, ракушка, баран, ромашка, рысь, ручка), удочка, листы с заданиями для домашнего выполнения.
Ход занятия
Этапы
|
Содержание
|
Оборудование
|
1. Организационный момент. Постановка цели.
|
- Вика, давай вспомним, что мы с тобой делали на прошлых занятиях?
- Правильно, мы учились произносить звук [Р] в слогах и словах. И сегодня мы продолжим эту трудную работу, вот только сегодня у нас не простой урок, а путешествие на воздушном шаре! Готова к путешествию? Молодец! Но прежде, чем отправиться в путь, давай вспомним, как мы хотим научиться разговаривать:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
- Какой звук мы с тобой учимся правильно говорить? Звук [Р].
- Этот звук гласный или согласный?
- Итак, начинаем подготовку к полету!
|
|
2. Выработка сильной воздушной струи
|
- Посмотри на картинку. Воздушный шар – это такой летательный аппарат, который состоит из корзины, нагревателя воздуха и огромного шара.
- Корзина у нас есть, а вот шар еще не надут. Возьми шарик, надуй его. Постарайся не надувать щеки, дуй с силой.
Надутый шарик прикрепляется палочкой к корзине.
- Молодец!
|
Картинка с нарисованным воздушным шаром, корзина-плетенка, палочка с держателем, воздушный шарик.
|
3. Произнесение изоливанного звука [р]
|
- Теперь нужно раздобыть огонь для нагревания воздуха. Ведь только горячий воздух поднимет нас вверх.
Поехали к Огневичку, он поделится с нами огнем. «Садимся» в машину (ребенок ставит пальчик на машину у начала дорожки), заводи моторчик и поехали!
Ребенок ведет пальчиком по дорожке и произносит звук [Р].
|
Карточка с машиной и дорожкой.
|
4. Развитие мелкой моторики рук
|
- Вот мы приехали к Огневичку. Огневичок согласен поделиться с нами огнем, но нам нужно изготовить коробочку, в которой будет огонь.
- Возьми заготовку, согни бумагу по пунктирной линии, намажь клеем заштрихованные зоны, соедини части.
- Вот и готова коробочка. А огонь мы сделаем из платочков, которые нам дал Огневичок.
- Для начала скомкаем его. Возьми платок за уголок и вбирай его в кулачок, используя пальцы только одной руки. Теперь второй рукой скомкай второй платок. Переложи его в другую руку и скомкай третий платок.
Молодец! Сложи все три платочка один на другой и возьми их за уголок. Просунь уголки платка через дырочку в коробке. Получился огонь!
- Наш шар готов и мы можем отправляться в полет!
|
Картинка Огневичок. Заготовка для изготовления коробочки, клей-карандаш, три платочка красного цвета.
|
5. Динамическая пауза
|
Вот моторы загудели: РРРРРРРРРР!
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Мы на шаре полетели. РРРРРРРРР!
(руки в стороны, поочередно наклоны влево-вправо)
Очень долго мы летели. РРРРРРРРР!
(снова вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
На полянку тихо сели. (тихо) ррррррррр.
(присесть, руки к коленям)
|
|
6. Артикуляционная гимнастика
|
- Посмотри, какие интересные ромашки растут на этой полянке, вместо сердцевинки – зеркало! Давай поиграем с ромашкой – выполним гимнастику для язычка.
Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Р], [Р’]:
1) Чистим зубки
2) Маляр
3) Кто дальше загонит мяч?
4) Вкусное варенье
5) Индюк
6) Лошадка
7) Барабанщик
|
Два настольных зеркала, обрамленных лепестками как у ромашки. Картинки для артикуляционной гимнастики на звук [р]
|
7. Автоматизация звука [р] в открытых слогах.
|
- Посмотри, а у этой ромашки разлетелись лепестки, а на лепестках написаны буквы. Давай соберем лепесточки и прочитаем, что на них написано.
Ребенок прикладывает к серединке лепестки.
- Проведи пальчиком от Р к каждому лепесточку. Какие слоги получились?
- Повтори каждый слог несколько раз.
- Молодец! Садимся в шар и опять полетели: Ррррррррррр!
|
Ромашка слоговая.
|
8. Автоматизация звука [р] в словах.
|
- Впереди облака. Давай пофантазируем, на что они похожи… (на ромашку, корону, расческу, пирамидку, курицу).
- Ох! Впереди 4 большие грозовые тучи. На них написаны слоги. Чтобы не попасть в грозу нам нужно прочитать слог и придумать по три слова, которые могут начинаться с этих слогов. Тогда мы сможем облететь эти тучи стороной.
РА - (рама, рак, радуга)
РО - (робот, роза, рост)
РУ - (руки, рубашка, Русь)
РЫ - (рыба, рысь, рыжик)
|
Облака разной формы, 4 тучи с написанными на них слогами РА, РО, РУ, РЫ.
|
9. Динамическая пауза
|
Вот моторы загудели: РРРРРРРРРР!
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
И вперед мы полетели. РРРРРРРРР!
(руки в стороны, поочередно наклоны влево-вправо)
К пруду на шаре мы спустились
(присесть на корточки)
Наклонились и умылись.
(имитация умывания)
А теперь пора играть –
Рыбок надо нам поймать!
|
|
10. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.
|
- Поймай удочкой рыбку и назови, что нарисовано на обратной стороне
- Составь предложение с этим словом.
Ребенок ловит удочкой рыбок, раков, называет слово, составляет с ним предложение.
Посчитай, сколько рыб ты поймала. (одна рыба, две рыбы, три рыбы четыре рыбы, пять рыб, шесть рыб; один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков, шесть раков)
|
Рыбки и раки с картинками на обратной стороне (радуга, карандаш, роза, кукуруза, корыто, барабан, корова, ракушка, баран, ромашка, рысь, ручка), удочка.
|
9. Развитие фонематического слуха
|
- Вот как много рыбы и раков мы поймали! Порадуемся, похлопаем в ладоши! Крикнем УРА!
- А теперь хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [Р]: руки рама, козы, розы, рыба, коса, тучка, ручка, лук, дом, рак, мак.
- Молодец, ты научилась не только говорить звук [Р], но и слышать его в словах.
|
|
10. Подведение итогов.
|
- Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила звук [Р].
- Что тебе понравилось на занятии?
- то показалось трудным?
- Что хотела бы повторить на следующем занятии?
|
|
11. Домашнее задание
|
1) На листе нарисованы предметы.
- Раскрась те, в которых есть звук [Р].
2) Следи за тем, чтобы во время разговора произносить красиво звук [Р].
|
Листы с заданиями для домашнего выполнения
|
Ещё по данной теме:
|