Автор: учитель - логопед Гладышева Инна Валерьевна
МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида г.Лысково, Нижегородская область
Цель: закрепление чёткого произношения звука [р] в слогах и словах.
Задачи:
I. Коррекционно - обучающие.
- закрепить чёткое произношение звука [р] в слогах и словах;
- упражнять в правильном словоизменении;
II. Коррекционно - развивающие.
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа;
- развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику.
III. Воспитательные.
- Воспитывать любознательность, стремление познавать новое.
Оборудование: Компьютерная презентация, разрезная картинка «Автобус», цветные модели для составления звуковой схемы.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Настя, отгадай загадку и ты узнаешь, куда сегодня мы совершим экскурсию.
Это очень странный сад -
Звери в клетках там сидят.
Его парком называют,
Часто люди в нём бывают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
- Правильно, Настя, это зоопарк. Слайд № 2.
2. Артикуляционная гимнастика. Слайд № 3.
- Но прежде чем мы отправимся в зоопарк, давай наведём порядок в доме.
- Сначала вытряхнем покрывало (упражнение «Качели»).
- Теперь почистим пылесосом коврик (упражнение «Пылесос»).
- Вытрем пыль с полочки (упражнение «Маляр»).
- Теперь мы можем ехать в зоопарк. А на чём мы с тобой поедем? Сложи картинку и узнаешь, на чём мы отправимся в зоопарк.
3. Развитие внимания и мелкой моторики.
Упражнение «Сложи картинку». Ребёнок собирает картинку «автобус». Слайд № 4.
4. Изолированное произнесение звука.
- Настя, как работает мотор у автобуса? (девочка произносит звук [р]).
5. Произнесение звука в слогах.
- Чтобы нам в дороге было весело, давай петь слоговые песенки. Повторяй за мной:
ра-ро-ру ар-ор-ур ара-ора-ура кра-кры-кру атр-отр-утр
6. Автоматизация звука в словах.
- Вот мы и в зоопарке. Слайды № 5-11.
6.1. Закрепление названий животных. Посмотри, сколько здесь зверей.
Давай назовём их (девочка называет животных, чётко произнося звук [р]): зебра, кенгуру, рысь, жираф, тигр, пантера, носорог.
6.2. Усвоение категории родительного падежа единственного числа существительных.
Игра «Скажи, у кого?»
- Настя, скажи, у кого длинная шея? (у жирафа)
- У кого чёрно-рыжий окрас? (у тигра)
- У кого чёрно-белый окрас? (у зебры)
- У кого на ушках кисточки? (у рыси)
- У кого передние лапы короче, чем задние? (у кенгуру)
- У кого чёрный окрас? (у пантеры)
- У кого на носу рог? (у носорога).
- А какое слово не изменилось? (кенгуру)
7. Физминутка.
- Настя, предлагаю тебе отдохнуть:
Настя наша быстро встала (встать со стула)
И на месте зашагала. (ходить на месте)
На носочках потянулась, (встать на носочки, поднять руки вверх)
А потом назад прогнулась. (прогнуться назад, руки убрать за голову)
Как пружиночка, присела (присесть)
И на стульчик тихо села. (сесть на стульчик).
8. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ.
- Что ты знаешь о звуке [р]? (согласный, твёрдый, звонкий). Каким символом ты будешь его обозначать в звуковой схеме? (синим квадратом).
8.1. Закрепление навыка определения количества слогов в слове.
Слайд № 12.
Посмотри на картинки с животными и назови животных, в названии которых один слог (тигр, рысь), два слога (жираф, зебра), три слога (кенгуру, пантера, носорог).
8.2. Составление звуковой схемы слова «тигр» Слайды №13-14 (девочка составляет схему, анализирует звуко-слоговой состав слова).
9. Итог занятия. Слайд № 15.
- Животным пора отдыхать, а нам возвращаться в детский сад. Мы снова садимся в автобус. Пока мы едем, давай вспомним, где мы были, кого видели (девочка отвечает). Кто из животных тебе понравился больше?
- Вот мы и приехали. Ты – молодец, Настя. Ты умеешь правильно произносить звук [р] в слогах, словах. Ты сможешь рассказать о зоопарке своим родным и друзьям.
Скачать презентацию к занятию
|