Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста с ОНР 3 уровня. Тема: "Жёлтая сказка. Звук Ж"

 

Автор: учитель - логопед: Конева Ольга Александровна

Муниципальное образовательное автономное учреждение психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

Цель: Автоматизировать звук Ж предложениях.

Задачи:

1) Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать произношение;
  • Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • Корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • Корригировать и развивать зрительное восприятие;
  • Корригировать и развивать мелкую моторику (формирование ручной умелости).
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать память и логическое мышление.

2) Коррекционно-образовательные:

  • Учить использованию прилагательного ЖЁЛТЫЙ в речи, согласованию его с существительными в роде, числе и падеже;
  • Формировать у детей представления о ЖЁЛТОМ цвете;
  • Продолжать знакомить со звуком Ж;
  • Уточнить и закрепить знания пространственных отношений, выраженных предлогами   -НА, -ПОД;
  • Уточнить и расширить словарь по темам: "Овощи", "Фрукты";

3) Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать длительный плавный выдох;
  • Воспитывать интерес к заданиям.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки с наложенными изображениями (по количеству детей на занятии) и предметные картинки к ним; предметные картинки желтого цвета; полоски из фольги; стихотворение "Урожай"; разрезные и целые картинки с фруктами из картона; султанчики (жуки)  для дыхательной гимнастики; "Желтая сказка» (Автор: Нищева Н.В.), иллюстрация к сказке.

 

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка (детей)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Оргмомент. Традиционный.

 

 

 

Организовать ребёнка. Настроить ребёнка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Основной этап

 

 

 

 

2.1. Актуализация знаний

Дидактическая игра «Перепутанные вещи»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Логопед предлагает рассмотреть картинки с наложенными изображениями. После ответа детей показывает предметные картинки с изображением «перепутанных вещей»

 

 

Логопед уточняет у детей какое сейчас время года. Уточняет значение слова «Урожай», когда собирают урожай.

Предлагает детям поиграть в игру «Доскажи словечко».

Дети называют перепутанные изображения.

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют время года, вспоминают значение слова «Урожай».

Дети играют в игру «Доскажи словечко».

Корригировать и развивать зрительное восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корригировать и развивать слуховое восприятие.  Уточнить и расширить словарь по лексической теме «Овощи».

 

2.2. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

Сказка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Пошли пальчики гулять»

Логопед сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся в «Жёлтую сказку», где будут продолжать учиться правильно произносить звук Ж.  Логопед  предлагает детям послушать сказку и рассмотреть иллюстрацию.

 

 

Логопед просит ребёнка ответить на вопросы:

- Куда пошла девочка?

 

- Что она надела?

 

- Что она увидела в небе?

- Каким было солнышко?

- Что подарило солнышко девочке?

- Какими они были?

 

 

Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику

Дети вспоминают, как правильно произносится звук Ж.

 

 

 

Дети слушают сказку, рассматривают иллюстрацию.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы педагога:

(Девочка пошла на полянку)

(Она надела жёлтое пальто с желтым капюшоном)

(В небе она увидела солнышко)

(Оно было желтым)

(Оно подарило девочке цветы)

(Они были желтыми)

 

 

Дети выполняют упражнение вместе с педагогом

Определить уровень осведомлённости о правильном произношении звука Ж. Вызывать интерес детей к занятию.

 

Развивать слуховое внимание

 

 

 

 

Закрепить правильное произношение звук Ж в предложениях. Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.

 

 

 

 

 

 

 

Корригировать и развивать мелкую моторику.

2.3. Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательное упражнение

 

 

 

 

Дидактическая игра «Волшебная полоска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед  раздаёт детям по 2 предметные картинки жёлтого цвета (муж. и жен. рода) и цветную полоску из фольги. Предлагает положить сначала полоску, а затем над полоской расположить предмет, про который можно сказать - жёлтый, а под полоской предмет, про который можно сказать – жёлтая

 

Логопед предлагает детям сдуть султанчики – жучки с ладошки, произнося звукосочетание – ФУ, контролируя правильность выдоха.

Дети выкладывают картинки и по очереди называют. У меня над полоской  Жёлтый подсолнух, под полоской -  Жёлтая репа.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнение.

 

 

 

 

Учить использованию прилагательного ЖЁЛТЫЙ в речи, согласованию его с существительными в роде, числе и падеже.

Уточнить и закрепить знания пространственных отношений, выраженных предлогами   -НА, -ПОД.

Закрепить навык правильного произношения звука Ж в предложениях.

 

Воспитывать длительный плавный выдох

 

 

 

 

2.4. Контроль знаний и умений

Дидактическая игра «Подбери парочку»

Логопед  раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением фрукта, конверт с разрезной картинкой данного фрукта и предлагает сложить изображения фруктов из частей. Педагог спрашивает: – Что вы видите на картинках?

- Какого цвета эти фрукты?

Педагог предлагает назвать свои фрукты так:

- У меня жёлтый лимон и т.д.

Дети складывают разрезные картинки.

 

 

 

 

 

Дети отвечают:

 – На картинках изображены фрукты.

- Фрукты жёлтого цвета.

Дети называют свои картинки:

- У меня жёлтый лимон, жёлтая груша, жёлтое яблоко, жёлтый банан.

 

Развивать мелкую моторику. Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

Уточнить и расширить словарь по темам "Фрукты".

Учить использованию прилагательного ЖЁЛТЫЙ в речи, согласованию его с существительными в роде, числе и падеже.

Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Закреплять навык правильного произношения звук Ж в предложениях.

3. Итог занятия

 

 

 

 

3.1. Подведение итогов, оценка деятельности детей

Опрос. Оценивание.

Логопед предлагает детям вспомнить, в какую сказку они путешествовали. Какой звук учились произносить красиво. В какие игры дети хотели бы сыграть ещё. Затем оценивает деятельность детей на занятии.

Дети отвечают, в какую сказку они путешествовали, и какие игры им понравились, какой звук учились произносить.

Обобщить тему занятия.

Развивать память.

3.2. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Логопед объясняет детям задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.

 

 

Приложение:  Стихотворение «Урожай» из книги Т. А.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Текст «Жёлтая сказка» из книги Н. В. Нищевой "Разноцветные сказки" 

Для д/и «Доскажи словечко»:

Поздним летом в огороде собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали - отгадай!

 

Где весною было пусто,

летом выросла ... (капуста)

 

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел ... (укроп)

 

Собираем мы в лукошко

очень крупную ... (картошку)

 

От дождя земля намокла,

вылезай, толстушка ... (свекла)

 

Из земли за чуб плутовку

тянем, сочную ... (морковку)

 

Надо поклониться низко,

чтобы вытащить ... (редиску)

 

Помогает деду внук -

собирает с грядок ... (лук)

 

Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще ... (петрушку)

 

Вот зеленый толстячок,

крупный, гладкий ... (кабачок)

 

И красавец-великан

темно-синий ... (баклажан).

 

Т.А.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» 

Для сказки:

ЖЕЛТАЯ СКАЗКА

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЁЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было, девочка посмотрела и сказала:

- Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЁЛТОЕ пальто с ЖЁЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

- Сейчас будут, - ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЁЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЁЛТЫЕ лучи.

- Знаешь, как они называются? - спросило солнце у девочки.

- Знаю, - ответила девочка. - Одуванчики! Солнышко улыбнулось.

- A вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

- Они злые, эти цветы? - спросила девочка. - Ведь в сказках все мачехи злые.

- Нет, - ответило солнце. - Мать-и-мачеха - добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая - холодая и блестящая.

- Как у мачехи из злых сказок, - подсказала девочка.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЁЛТЫХ цветов.

 

Для сказки:

Нищева Н. В. "Разноцветные сказки"

 

 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (03.08.2016) | Автор: Конева Ольга Александровна
Просмотров: 5069 | Теги: ОНР, автоматизация, звук Ж | Рейтинг: 5.0/7

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Картотека картинок для работы с камешками Марблс - ИГРУШКИ

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar