Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического восприятия на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]»

 

 

Разработала учитель - логопед

Черкашина Юлия Александровна

МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 28 "Журавлик"

Цели:

коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;

коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;

воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

Оборудование: интерактивная доска; презентация к занятию; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; доска с кроссвордом; конверт, листы бумаги, трафареты, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки:

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же... (Нюша)

 

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же... (Ёжик)

На интерактивной доске появляются Нюша и Ёжик.

- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

 

2. Введение в тему.

Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.

 

3.  «Звонкий – глухой».

 - Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом.» Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

- Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

- Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.

 

4.  Дидактическая игра «Колокольчик и наушники».

Дети садятся за столы.

-  Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники.  Давайте поиграем в такую игру:  Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.

Включается  запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

 

5.  Дидактическая игра «Подари картинку».

На интерактивной доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях.

- Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику – в названии которых есть звук [Ж].

Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи.

Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.

 

6. «Собери слово».

На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты.

- Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете.

Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша.

ВЫШКА

ИВАНУШКА

ШАПКА

НЮША

ЯША

- Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось?

- В И Ш Н Я.

- Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Пред вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На интерактивной доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»).

- Нюша дарит звуку [Ш] – наушники.

- Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук!

- Теперь поможем Ёжику: разгадаем вот этот кроссворд.

На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки. Как только загадка отгадана, каждый ребёнок выходит к доске и записывает ответ.

Есть копытный великан.                              Всех перелетных птиц черней,

Шея как подъемный кран,                            Чистит пашню от червей,

С рожками, пятнистый,                                 Взад-вперед по пашне вскачь,                           

Но не очень быстрый.   (Жираф).                 А зовётся птица... (грач).

Хвост пушистый,                                               В омуте речном живет,

Мех золотистый,                                            У него огромный рот,

В лесу живет,                                                      Вы слыхали о таком?

А в деревне кур крадёт. (Лиса).                     Ну конечно, это… (сом).

 

Это что за чудо-птица?!                                 Днем молчит,

Не сова и не синица,                                           Ночью кричит,

Не журавль и не дрозд...                                  По лесу летает,

Как раскрытый веер хвост...                            Прохожих пугает. (Филин).

Голубой, зеленый, красный -

Сколько же на перьях красок?

Точно важный господин,

Ходит по двору... (павлин).

- Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин).

- Лишняя лиса, потому что это – животное, а все остальные – птицы.

 

 

 

 

ж

и

р

а

ф

 

 

г

р

а

ч

 

 

 

 

 

л

и

с

а

 

 

 

 

 

с

о

м

 

 

 

 

п

а

в

л

и

н

 

 

 

ф

и

л

и

н

 

 

 

 

(Лиса) В лесу обитачью питается да в курятник забирается,

- Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось?

- Ж А С М И Н.

На интерактивной доске появляется картинка «Цветок жасмина».

- Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий!

            

7. Завершение работы. Подведение итогов.

- Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Logoped5318 (03.02.2014) | Автор: Черкашина Юлия Александровна
Просмотров: 12529 | Теги: дифференциация, звук Ж, звук Ш, фонематическое восприятие | Рейтинг: 5.0/4

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека логопедических консультаций по речевому развитию детей на стенд, в ло...

Картотека картинок для камешков Марблс – ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar