Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий |
Разработала учитель - логопед Черкашина Юлия Александровна МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 28 "Журавлик" Цели: коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов; коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь; воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать. Оборудование: интерактивная доска; презентация к занятию; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; доска с кроссвордом; конверт, листы бумаги, трафареты, карандаши. Ход занятия.1. Организационный момент.Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки:Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали кто это? Конечно же... (Нюша)
Колючки, очки, Пара ручек и ножек. Узнали кто это? Конечно же... (Ёжик) На интерактивной доске появляются Нюша и Ёжик. - Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь! 2. Введение в тему.Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.- Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.
3. «Звонкий – глухой». - Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом.» Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!» «Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша. - Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий). - Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.
4. Дидактическая игра «Колокольчик и наушники». Дети садятся за столы. - Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками. Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.
5. Дидактическая игра «Подари картинку». На интерактивной доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях. - Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику – в названии которых есть звук [Ж]. Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи. Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.
6. «Собери слово». На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты. - Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете. Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша. ВЫШКА ИВАНУШКА ШАПКА НЮША ЯША - Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось? - В И Ш Н Я. - Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Пред вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На интерактивной доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»). - Нюша дарит звуку [Ш] – наушники. - Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук! - Теперь поможем Ёжику: разгадаем вот этот кроссворд. На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки. Как только загадка отгадана, каждый ребёнок выходит к доске и записывает ответ. Есть копытный великан. Всех перелетных птиц черней, Шея как подъемный кран, Чистит пашню от червей, С рожками, пятнистый, Взад-вперед по пашне вскачь, Но не очень быстрый. (Жираф). А зовётся птица... (грач). Хвост пушистый, В омуте речном живет, Мех золотистый, У него огромный рот, В лесу живет, Вы слыхали о таком? А в деревне кур крадёт. (Лиса). Ну конечно, это… (сом).
Это что за чудо-птица?! Днем молчит, Не сова и не синица, Ночью кричит, Не журавль и не дрозд... По лесу летает, Как раскрытый веер хвост... Прохожих пугает. (Филин). Голубой, зеленый, красный - Сколько же на перьях красок? Точно важный господин, Ходит по двору... (павлин). - Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин). - Лишняя лиса, потому что это – животное, а все остальные – птицы.
(Лиса) В лесу обитачью питается да в курятник забирается, - Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось? - Ж А С М И Н. На интерактивной доске появляется картинка «Цветок жасмина». - Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий!
7. Завершение работы. Подведение итогов. - Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 12529 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |