Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна
Государственное казенное учреждение Самарской области
"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.
Коррекционная цель: развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.
Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…
Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:
- Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
- Губы округлены и выдвинуты вперед.
- Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
- Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
- Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».
Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка : ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..
Основная часть
1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д
2. Игра «Подбери признак»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…
3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.
4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.
5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.
Пособие «Четвертый лишний».
Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)
Основная часть
6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово !
Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)
Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)
Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)
Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)
7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты – много.
Я скажу «шкаф», а ты – «шкафы» и т.д.
8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты – маленький. Например, шкаф – шкафчик. И т.д.
9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.
Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.
10. Игра «Убираемся в комнате!» (фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги – на полку. и т.д.
Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?
Ещё по данной теме:
|