Главная » Авторские публикации » Статьи |
Выполнила: Ханина Екатерина Андреевна, студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого Диагностический комплекс обследования словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель исследования – выявить уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для выявления особенностей развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был подобран диагностический комплекс авторами, которыми являются О.Б. Иншакова и Т.Н. Волковская. Учитывая особенности развития детей, данные методики были адаптированы для детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Весь наглядный материал подбирался для обследования на максимальную доступность для детей. После каждого задания дается оценка в количественном выражении (по баллам).
Пассивный словарь. Словарь существительных Инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». 1.Понимание существительных (показать на картинке). Ребенку предъявляется 8 проб: стол, часы, самолет, дом, крышка, дверь, лестница, ручки. Покажи на картинке где стол, часы и т.д. Критерии оценивая заданий:
2.Понимание обобщающих слов (по картинкам). К каждой теме предъявляется по 4 пробы): «Игрушки», «Посуда», «Одежда». Инструкция: Посмотри перед тобой лежат картинки. Отбери картинки с посудой; одеждой; игрушками. 1. игрушки: мяч, пирамидка, паровоз, мишка 2.посуда: тарелка, чайник, кастрюля, стакан 3.одежда: носки, юбка, платье, кофта Критерии оценивая заданий
3.Понимание существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом Ребенку предъявляется 4 пробы. «Покажи где на картинках?» дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка. Критерии оценивая заданий
Словарь глаголов Инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Ребенку предъявляется 4 пробы (Покажи, где мальчик идет, сидит, играет, плачет). Критерии оценивая заданий
Словарь прилагательных 1. Инструкция: Ребенку предъявляется 8 проб. Покажи где красный цвет, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, серый, белый. 2. Ребенку предъявляется 3 пробы. Покажи где круглый торт, квадратный торт, треугольную крышу. 3. Ребенку предъявляется 4 пробы. Покажи на картинке предмет, о котором можно сказать кислый (лимон), круглый (мяч), деревянный (стул), пушистый (котенок). Критерии оценивая заданий
Словарь предлогов Ребенку предъявляется 4 пробы. Понимание предлогов в, на, под, за.
Критерии оценивая заданий
Словарь числительных Ребенку предъявляется 6 проб. Покажи где один помидор, два помидора, три помидора; одна кукла, две куклы, три куклы. Критерии оценивая заданий
Активный словарь. Словарь существительных 1. Называние существительных (назови по картинке). Ребенку предъявляется 8 проб: мяч, стул, кровать, кукла, кубик, корова, рыба, собака. Назови что это? мяч, кубик и т.д. Критерии оценивая заданий
2. Называние обобщающих слов (по картинкам). К каждой теме предъявляется по 4 пробы): «Мебель», «Домашние животные», «Овощи». Инструкция: Посмотри перед тобой лежат картинки. Отбери и назови картинки с мебелью; домашними животными; овощами. 1. мебель: стол, стул, диван, шкаф 2. домашние животные: кошка, собака, корова, свинья 3. овощи: капуста, картофель, помидор, огурец Критерии оценивая заданий
3.Понимание существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом Ребенку предъявляется 4 пробы. «Покажи где на картинках?» звезда-звездочка; цветок - цветочек; коробка - коробочка; машина - машинка. Критерии оценивая заданий
Словарь глаголов. Инструкция: «Скажи, что делает мальчик на этой картинке?». Ребенку предъявляется 4 пробы (мальчик поливает, поет, читает, умывается). Критерии оценивая заданий
Словарь прилагательных 1. Инструкция: Ребенку предъявляется 8 проб. Назови, какой это цвет? (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, серый, белый) 2. Ребенку предъявляется 3 пробы. Назови, какой формы предмет? Круглой, квадратной, треугольной (арбуз, печенье, пирамидка). 3. Ребенку предъявляется 4 пробы. Назови, какие на вкус, нарисованные фрукты, овощи и т.д. (лимон кислый, лук горький, торт вкусный, яблоко сладкое). Критерии оценивая заданий
Словарь предлогов. Инструкция: Посмотри на картинки, и ответить на вопросы. 1) Где стоит машина? 2) Где лежит книга? 3) Где стоит машина? 4) Где лежит книга? 1) Машина стоит на столе. 2) Книга лежит в сумке. 3) Машина стоит за коробкой. 4) Книга лежит под сумкой. Критерии оценивая заданий
Словарь числительных Ребенку предъявляется 6 проб. Назови и сосчитай: один карандаш, два карандаша, три карандаша; одна книга, две книги, три книги. Критерии оценивая заданий
После проведения всех заданий подсчитывается общее количество набранных баллов. Набранное количество баллов соответствует определенному уровню - высокому, среднему, низкому. По каждому уровню дается качественная характеристика.
Описание уровней
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2853 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |