Главная » Авторские публикации » Статьи

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Подготовила учитель - логопед Дворянчикова Кристина Сергеевна,

МБДОУ д/с 41 «Радуга»

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают короткие тексты. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют» действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.
 

Пример:
В процессе логопедического обследования детям 4 лет предлагался пересказ короткого текста. Текст читался 2 раза, второй раз с установкой на пересказ.
Текст: У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.

Чаще, дети начинали рассказ только с подсказки педагога. Некоторые только дополняли начатые предложения.
Таким образом, проблемы в формировании связного высказывания обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.
При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого.


В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие умения и навыки:

  • отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений;
  • составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия;
  • дополнять предложения недостающими словами и распространять простые предложения однородными членами; использовать в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрит. опорой.
  • составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:

  • беседа по картине, по прочитанному рассказу,
  • рассказ логопеда по картине после проведения беседы для формирования целостного впечатления об увиденном;
  • пересказ короткого описательного рассказа;
  • сюжетно-ролевые игры (В магазине), дидактические игры (Четвертый лишний).

Пример (беседа по картине):
Логопед: «Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слова «Это»».
Дети: «Это дети».
Логопед: «Где гуляют дети? Начните ответ со слова «дети»».
Дети: «Дети гуляют в саду».

Таким образом, дети одновременно учатся составлять простые предложения с опорой на сюжетную картинку. При этом необходимо постепенно добиваться полного ответа на вопрос. (Кто это? (Это белка.) Что белка делает? (Белка грызет орех.) Где она грызет орех? (На дереве.) А теперь повтори весь ответ. Начни его со слова «белка». (Белка грызет орех на дереве – совместное проговаривание.)).

Кроме бесед по сюжетным картинам, дети учатся описывать предметы по вопросам логопеда.

Пример:
Логопед: «Что это?».
Дети : «Это мячик».
Логопед: «Какой он?»
Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.
Дети: «Круглый, красный, гладкий, большой».
Логопед: «А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните ответ со слова «будем»».
Дети: «Будем играть. Будем ловить. Будем бросать. Будем катать».

Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:

  1. Дети совместно с логопедом описывают предмет по вопросам: Кто это? Какой он? Что у него есть?
  2. Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.
  3. Далее логопед побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и лапы.)
  4. Дети по очереди повторяют рассказ, логопед оказывает необходимую помощь.
  5. Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.

Пример:
Логопед: «Выберите себе по паре обуви и попробуйте рассказать о ней. Сначала скажите, как называется обувь, потом назовите, какая она. Послушайте, как это сделаю я. Это тапочки. Они голубые, красивые, мягкие».
Дети : «Это туфли. Они желтые, красивые».


Один из интересных приемов работы над описательным рассказом – составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен), а остальные дети должны отгадать, что это.


Пример:
Он большой, пузатый, синий. У него есть носик, крышка и ручка. В нем кипятят воду.

Развивая связную монологическую речь, важно научить детей пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы).
Малыши пересказывают знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба") с опорой на серию картинок или на плоскостные фигурки. При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба".

В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:

  1. Выразительное рассказывание сказки логопедом с последовательным иллюстрированием.
  2. Беседа по сказке.
  3. Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на пересказ.
  4. Пауза для обдумывания сказки детьми.
  5. Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Логопед оказывает необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы, подсказывает начало фразы).

Постепенно дети учатся составлять описательные рассказы по данному плану при помощи опорных картинок.

Пример:
Логопед обращает внимание детей на картинку с почтальоном.
Логопед: «Сейчас вы попробуете рассказать о почтальоне. А Петрушка будет вам помогать своими рисунками.
Человечек – кто это?
Здание - где он работает?
Сумка – что он разносит в сумке?».
Дети по очереди составляют рассказ:
Это почтальон. Он работает на почте. Он разносит письма, газеты и журналы.

Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок – символов.
Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Категория: Статьи | Добавил: Evita (13.12.2020) | Автор: Дворянчикова Кристина Сергеевна
Просмотров: 2541 | Теги: связная речь, Статья, ОНР | Рейтинг: 2.7/10

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Картотека картинок для камешков Марблс – ОВОЩИ

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar