Главная » Авторские публикации » Статьи |
Автор: учитель - логопед Шаронова Галина Ивановна Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3", город Ухта
При постановке звуков у обучающихся, страдающих нарушениями звукопроизношения, приходится полагаться на сохранные звуки у ребёнка и собственный опыт работы. Часто на школьный логопедический пункт зачисляются дети со сложными речевыми нарушениями. Причиной такой «запущенности» в речевом развитии, в основном, выступают две причины: первая - не желание родителей осознавать проблемы в развитии речи своего чада; вторая - одна логопедическая ставка в детском саду (маленький охват детей логопедическими занятиями). Обучающемуся 1 класса (ФФН, оглушение согласных звуков: д, г, б) ставила звук [д] от [р]. Просила ребёнка на выдохе произносить звук [р] «моторчиком», при этом кончиком языка стучать по альвеолам. Постепенно у обучающегося формировался чистый звук «д». Хочется напомнить, что все этапы артикуляционной гимнастики сохраняются. Артикуляционные упражнения, способствующие правильному положению языка в ротовой полости при постановке звука:
Хочется напомнить, что все этапы артикуляционной гимнастики сохраняются. А выше предложенные упражнения рекомендую выполнять обязательно. Звука [б] можно добиться, если ребёнок сомкнёт губы, надует щёки - сильно наполнит ротовую полость воздухом, и будет выдувать его «порциями» через открытые губы в середине рта, уголки рта при этом сомкнуты (их можно первоначально придерживать указательными пальцами). Индивидуально занимаясь, с четырёх и пятилетними детьми, постановкой звука [л], заметила, что частой причиной смягчения является слабость голоса. Поэтому использую следующие упражнения:
При постановке [л] прошу ребёнка на выдохе «скрипеть звуком [ы]», губы натянуты в улыбку, между зубами щель 2-3 мм, язык упирается в «заборчик» и «отпрыгивает назад». «Отпрыгивать назад» язык учится через артикуляционное упражнение «кукушечка»: губы натянуты в улыбку, рот полуоткрыт, язык тянется вперёд «жалом» - уходит назад и ребёнок произносит звук [к] (заднеязычный звук). Буду рада, если мои советы пригодятся логопедам в постановке звуков [д], [б] или [л]. | |
Просмотров: 7743 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |