Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква Л»

Автор: учитель - логопед Савина Татьяна Васильевна

МБДОУ "Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида"

Цели:

  • учить слышать звук [Л] и определять место звука [Л] в словах;
  • продолжать учить делить слова на слоги;
  • закреплять навык составления схем слов с помощью символов и подбирать слова к заданным схемам, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов;
  • воспитывать интерес к занятиям у детей.

Оборудование: мяч, символы звуков, буквы, картинки на звук [Л], схемы слов и предложений, картина клоуна, едущего на велосипеде.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед с мячом, дети стоят полукругом перед логопедом.

Логопед:

- Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете называть звуки в таком порядке, как я скажу.

- Назвать первый звук в слове «Луна», последний звук в слове «Укол», второй звук в слове «Улыбка» и т.д.

- Какой звук вы все называли?     - звук [Л]

- Что это за звук? Как мы его обозначаем? – синим кружком и буквой.

2. Сообщение цели занятия.

- Сегодня мы будем играть со звуком [Л] и словами на этот звук.

3. Задание «Найди звук» (развитие позиционного анализа).

- Существует много слов со звуком [Л], и он может находиться в начале слов, в середине и в конце.

(На доске картинки ласточки, дятла и белки, схемы слов, где синий кружок в начале, в середине и в конце слова).

Первая игра «Ну, дружок, не зевай, к картинке слово подбирай».

Вам надо назвать картинку, определить, где слышится звук [Л] и поставить соответствующую схему к этой картинке.

(Дети выполняют задание у доски).

У каждого ребенка по три картинки, в названии которых звук [Л] в разных позициях, и схемы слов. Дети выполняют задание. Кому трудно, оказывается помощь при выполнении задания.

4. Игра «Веселый поезд» (развитие слогового анализа).

(На доске паровоз с тремя вагонами, на окнах кармашки).

- Пока вы играли, к нам приехал веселый поезд. Скажите, сколько у него вагонов?

А сколько окошек в первом вагоне? – (1), а во втором? – (2), в третьем? – (3). Мы будем сажать в вагончики животных в таком порядке: в первый вагончик животных, название которых состоит из одного слога, во второй – животных, в названии которых два слога, а в третий – как вы уже все догадались, животных, название которых состоит из трех слогов.

У вас в коробочках по три картинки животных, в названии которых 1,2,3 слога со звуком [Л].  Достаньте их и внимательно посмотрите, кто у вас. Определите, в какие вагоны сядут ваши животные.

Внимание: «По вагонам». Пошли животные в первый вагон.
Дети несут картинки, в названии которых один слог, например, «волк», «слон», а теперь – во второй вагон «белка», «лошадь»; ну, и, наконец, - садятся животные в третий – например, «ласточка» и т.д.

5. Задание «Радисты» (развитие звукового анализа и синтеза).

-  Нам кто-то подает сигналы. Приготовились радисты.

(Дети достают символы гласных и согласных изученных звуков).

Слушаем внимательно посылаемые звуки и обозначаем их символами:

(Дети выкладывают символы звуков, которые называет логопед: [П,О,Л]).

-Что у вас получилось? Читаем: ПОЛ.

(Также работаем со словами ЛАК, ЛУНА).

- А вот ещё пришли телеграммы.

Логопед выкладывает схемы слов: ООО, ОООО, ОООО

- Помогите их «прочитать», подберите слова к этим схемам. Можно посмотреть на поезд, в котором едут животные и птицы.

(Дети подбирают слова к схемам).

6. Упражнение «Прятки».

- Теперь мы с буквами поиграем и из букв слова составим. У вас на столах буквы. Из этих букв надо составить слово и каждую букву обозначить своим символом.

(Дети составляют каждый свое слово со звуком [Л]).

- Прочитаем слова, которые вы составили.

- А вот эти буквы повернулись к нам спиной, они тоже спрятались. Чтобы их узнать, надо с ними поиграть.

(На доске буквы, перевернутые обратной стороной).

- Первая буква обозначает звук, который последний в слове «маК». Какая же первая буква? – (К). Вторая буква спряталась в слове «сЛон», где она обозначает второй звук. Третья буква – это первый звук в слове «Осень», четвёртая – в середине слова «лУк», а последняя -…

- Все уже догадались, какая это буква, потому что прочитали слово, которое получилось.

Прочитаем его.

(Кто-то из детей читает – «КЛОУН», а логопед показывает картинку, на которой клоун едет на велосипеде).

7. Динамическая пауза «Клоун-чудак»

- Посмотрите, какой замечательный клоун приехал, чтобы поиграть с вами.

(Логопед достает колпак клоуна и предлагает всем встать в круг и поиграть в клоуна).

- Сначала клоуном буду я (надевает колпак, обыгрывая это слово). Я буду вам показывать упражнения, а вы будете их выполнять:

- Клоун – чудак делал вот так: - артикуляционное упражнение «часики».

- Клоун – чудак делал вот так: - артикуляционное упражнение «качели».

- Клоун – чудак делал вот так: - приседает.

(Дети выполняют упражнения).

- Теперь клоуном будет Вася.

(Логопед надевает колпак ребенку, который показывает свои упражнения).

8. «Клоун» (работа с предложением по сюжетной картинке).

- Молодцы. Пройдем на свои места и продолжим наши игры.

- Посмотрите на картинку клоуна. Назовите слова со звуком [Л].

Дети называют: «колпак», «глаза», «велосипед», «платок», «флажок» и др.

- Что делает клоун? – (Едет).  На чем он едет? – (на велосипеде).

- Составьте предложение про клоуна.  («Клоун едет на велосипеде»).

- Предложение можно «записать», составить схему к нему. Вспомним правила о предложении.

Дети вспоминают:

  • Первое слово в предложении пишется всегда с большой буквы.
  • Все слова в предложении пишутся отдельно.
  • В конце предложения ставится точка.

- Какое первое слово в нашем предложении? – (Клоун) - Как его обозначаем? – (Зеленой полоской с уголком). Какое второе слово? Обозначьте его. Третье слово? Обозначьте его.

 Почему?

- Что мы составили? – (Предложение).

9. Упражнение «Фокусы»

- Все клоуны умеют показывать фокусы. А наш клоун предлагает попробовать сделать фокусы нам. У него в сумочке есть картинки. (Логопед достает картинки). Он хочет, чтобы вы превратили «ЛАК» в «ЛУК». Как это можно сделать?

Дети отвечают: «Гласную «А» заменить на «У».

- Превратите «СТУЛ» в «СТОЛ».

- Превратите «ПАЛКУ» в «ПОЛКУ».

(дети выполняют задание).

10. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня играли?

- Какой это звук?

- Как мы его обозначаем?

11. Сюрпризный момент.

- Клоуну у вас очень понравилось. Он сказал, что вы много знаете и умеете.

- Клоун сделал фокус: он превратил все картинки в сумочке в яблоки и угощает вас.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (24.12.2018) | Автор: Савина Татьяна Васильевна
Просмотров: 6881 | Теги: звук Л, ТНР | Рейтинг: 3.7/6

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека картинок для обследования звукопроизношения

Весёлая азбука с камешками марблс

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar