Главная » Авторские публикации » Дифференциация звуков |
Разработала логопед Зарубина Виктория Сергеевна МБДОУ "Детский сад "Родничок" Цели:
Материал: картинки (Теремок, ежик, мышка, лягушка, заяц, лиса, пальто и его части), 2 вешалки, одежда; артикуляционные профили звуков [С] и [Ш]; ткани (ситец, трикотаж, байка, кожа, мех, лен, шелк, драп, шерсть); зеркала (8 штук).
ХОД РАБОТЫ
I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ - Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Жил-был ежик, он очень любил шить. Решил он открыть свое ателье. Пошил он много интересной одежды. Давайте посмотрим, что у него получилось. Упражнение № 1. Назвать одежду по картинкам. Дифференциация звуков С-Ш. - Назовите, что нарисовано на картинках (шапка, шарф, штаны, свитер, шуба, сарафан). Какие чаще всего вы назвали? (звуки [С], [Ш]). II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ - С какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками [С], [Ш]). Мы будем учиться их различать. - Дайте характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой). - Дайте характеристику звука [Ш] (согласный, твёрдый, глухой). - Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (Положением языка, подъемом языка) - При произнесении звука [С] язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука [Ш] язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. – Звук [С] на письме записывается буквой эС. – Звук [Ш] на письме записывается буквой Ша. – На что похожа буква эС? (На кусочек сыра) – На что похожа буква Ша? ( На шкаф) - Давайте поможем ежику развешать одежду, которая у него получилась по двум вешалкам: на первую вешалку - одежду, в названии которой есть звук [С], а на вторую - одежду в названии которой есть звук [Ш].
- Молодцы. А сейчас поставьте перед собой зеркало и сделаем гимнастику для язычка. "Иголочка". Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»). "Белье на ветру". Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»). "Шитье на разных швейных машинках". Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке). "Строчка". Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
- Прослышали про ателье лесные животные, решили они помочь ежику. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, кто первым пришел в ателье к ежику. Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) - Прискакала лягушка и говорит ежику: возьми меня к себе в ателье в помощницы. А что ты умеешь делать?», - спросил ежик. Лягушка ему и отвечает: «Я умею делать выкройки для одежды, сейчас я тебе покажу». Упражнение № 2. «Собери пальто из частей». Посмотрите на доску, вот такое пальто раскроила лягушка, давайте поможем ей собрать из этих частей целое пальто. Как называются эти части? (дети по очереди соединяют части и называют их) - Вот какое пальто получилось. Ежику тоже очень понравилось, и решил он взять лягушку в помощницы. - Только принялись они за работу, как в ателье пришел еще один лесной житель. Угадайте, кто это был. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шубке серой – летом. (Заяц)
- Зайчик стал проситься к ежику в помощники. «А что же ты умеешь?», - спросил ежик. Зайка ему ответил, что он модельер и на складе у него есть много различной ткани, только он совсем запутался в ее названиях, поможем зайчику разобраться? (Да). Пошлите на склад. - Каждый возьмите по кусочку ткани, потрогайте и скажите, как она называется. А как будет называется одежда из этой ткани?
Упражнение № 3 «Назови одним словом». Одежда из ситца – ситцевая, из трикотажа- трикотажная, из байки – байковая, из кожи – кожаная, из меха – меховая, из фетра – фетровая, из льна – льняная, из шелка – шелковая, из драпа – драповая, из шерсти – шерстяная.
Только закончили они свою работу, как в дверь постучали. «Кто там?», - спросил ежик. Угадайте, ребята, кто это был.
Рыжая плутовка Хитрая, ловкая. Хвост пушистый – краса, А зовут ее …(Лиса)
- Лисичка стала проситься в помощницы к ежику. Ежик спросил ее: «А что ты умеешь делать?». Лиса ему ответила: «Я модель и могу красиво показывать одежду, которую вы сшили». Сейчас я вам это продемонстрирую. Лисичка будет надевать одежду, а мы ей поможем и научим правильно произносить слово надевать в разных предложениях.
Упражнение № 4 «Изменяй слово». Я надеваю штаны, ты надеваешь штаны и т.д.
- Лягушка, ежик и зайчик посмотрели показ одежды и с удовольствием взяли Лисичку в свою команду. - Давайте теперь и мы посмотрим, что же сшили зверята и сколько одежды у них получилось.
Упражнение № 5 «Скажи сколько». Пять штанов, три шубы и т.д.
III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ - Вот как хорошо потрудились ежик и его помощники, теперь все лесные жители довольны и зимой им уже будет не холодно. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы помочь ежику. Какие звуки мы сегодня различали? (звуки [С] и [Ш]). Давайте проверим, как вы сегодня научились различать эти 2 звука. Перед вами лежат листики на которых нарисованы картинки, картинки со звуком [С] – обведите карандашом, картинки со звуком [Ш] – зачеркните. Молодцы ребята! Вы так хорошо справились со всеми заданиями и лесные жители, которым вы сегодня помогали вас благодарят и дарят вам наклейки. Ещё по данной теме: РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [Ш] и [С] В СЛОВАХ РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [Ш] и [С] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ | |
Просмотров: 8941 | | |
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |