Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

Подготовила учитель - логопед Сафина Мария Владимировна

МБДОУ "Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида"

Коррекционно-образовательные цели:

  • автоматизация правильного произноше­ния звука [Ш] в слогах и словах;
  • развитие навыков звукового анализа (позиционный анализ) и синтеза;
  • совершенствование навыка чтения обратных слогов по символам.

Коррекционно-развивающие цели:

  • развитие артикуляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности;
  • воспитание любви и бережного отношения к животным.

 

Оборудование:

  • игрушка Мышонок;
  • игрушки, названия которых содержат звук [Ш] (кошка, малыш, шапка, пушка, шар, карандаш, мартышка, матрешка, мишка, катушка);
  • контейнеры со схемами ([Ш] в начале, в середине, в конце слова);
  • мяч;
  • полоски для чтения по символам;
  • презентация к занятию.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент (развитие четкости дикции).

Логопед организует приветствие с детьми (проговаривание стихотворения).

Дети.

 

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

 

Логопед выводит на экран картинку с изображением грустного Мышонка.

Логопед. Живет в норке Мышонок. Зовут его Шуша.

Но вот беда, Мышонок не умеет правильно произносить звук [Ш]. Хочет мышонок сказать «шарик», а получается «сарик», хочет произнести «Маша», а слышно «Маса». Стало грустно Мышонку, заплакал он. Что делать? Ребята, я предлагаю помочь мышонку. Вы уже научились правильно произносить звук [Ш]. Помогите, пожалуйста, мышонку.

Дети. Мы поможем Мышонку.

Логопед выводит на экран картинку с изображением веселого Мышонка.

Логопед. Посмотрите, как обрадовался мышонок. Дети, я предлагаю поиграть с Шушей в игры, которые помогли вам научиться правильно произносить звук [Ш].

 

  1. Специальная артикуляционная гимнастика (подготовка артикуляционного аппарата к  правильному произношению звука [Ш]).

Логопед. Скажите, что нужно делать каждый день, чтобы научиться правильно говорить?

Дети. Нужно каждый день делать гимнастику для язычка.

Логопед. Мышонок, сейчас ребята научат тебя выполнять волшебную гимнастику для язычка.

Логопед выводит на экран слайды с артикуляционными упражнениями, направленными на постановку звука [Ш]. Дети выполняют упражнения с использованием метода Биоэнергопластики. Логопед сопровождает артикуляционную гимнастику стихами. 

«Улыбка» 

Утром встану, улыбнусь,

Радостью своей делюсь.

Как прекрасно в мире жить,

Улыбаться и дружить.

 

«Трубочка»

Губы бубликом сложите

Свои зубки покажите.

 

«Лопатка»

Наш язык широкий, гладкий,

Получается лопатка.

Вот эта лопата! Какая большая!

Лопатой широкой я снег убираю.

 

«Варенье»

Очень любит язычок

Вкусное варенье,

Приготовил он друзьям это угощенье.

 

«Чашечка»

Язычок наш поумнел,

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить

И с конфетами попить.

Каждое упражнения выполняется 3 – 4 раза.

 

  1. Упражнение «Повтори за мной» (закрепление правильного уклада звука [Ш]. Автоматизации звука [Ш] в прямых открытых слогах).

Логопед. Шуша, наши дети знают про тебя и твою семью стихотворение.

Ребенок проговаривает стихотворение, дети договаривают последний слог строки.

Наша мышка хороша (ша - ша - ша)

У мышки добрая душа (ша - ша - ша).

Есть у мышки малыши (ши - ши - ши),

Они тоже хороши (ши - ши - ши).

Дать им по карандашу (шу - шу – шу),

Мышку-маму попрошу (шу - шу - шу).

Пусть рисуют неспеша (ша - ша - ша),

Два мышонка-малыша (ша - ша - ша).

Логопед. Мышонку очень понравилось стихотворение и то, как правильно вы произносите звук [Ш].

 

  1. Упражнение «Лесное эхо» (развитие речевого слуха, внимания, чувства рифмы).

Логопед. Дети, Мышонок сказал, что когда он шел по лесу и пел песенку, не слышал Эхо. Оказывается, Эхо простудилось и потеряло голос, а ведь Эхо так дружит с животными и людьми, которые приходят в лес. Шуша просит вас вылечить Эхо.    

Мы с Мышонком будем произносить предложение, а вы, как ЭХО повторять часть последнего слова.

Логопед проговаривает стихотворение, дети повторяют часть последнего слова строки.

Есть в лесу опушка - … (пушка, пушка, пушка)

Где растёт ромашка - … (Машка, Машка, Машка)

Квакают лягушки - … (ушки, ушки, ушки)

Ползает букашка - … (кашка, кашка, кашка)

Там стоит домишко - … (мишко, мишко, мишко)

В доме два окошка - … (кошка, кошка, кошка)

На крыльце наш Шуша - … (уша, уша, уша)

У него гармошка - … (мошка, мошка, мошка)

Логопед. Молодцы, вы вылечили Эхо, у Эхо появился голос.

 

  1. Игра «Помоги Мышонку найти игрушки» (дифференциация звуков [Ш – С]).

Логопед выводит на экран слайд с картинкой «Мышонок бежит по лесу».

Логопед. Ребята, когда Шуша бежал по лесу, он потерял мешок с игрушками, которые хотел вам подарить. Осталась у него в лапках только ромашка. Послушайте, что он рассказал.

 Логопед, проговаривая стихотворение, заменяет звук [Ш] на [С].

По дорожке шел, я шел

Игрушки так и не нашел:

Кошку, малыша, Петрушку,

Шапку, пушку и катушку,

Карандаш, шары и мишку,

Матрешку, штангу, душ, мартышку.

Как я потерял игрушки?

Эх, я растеряша - Шушка!

Логопед. Ребята, скажите, правильно ли произносил Мышонок названия игрушек?

Дети. Нет. Шуша неправильно произносил названия игрушек.

Логопед. Сейчас я еще раз повторю названия игрушек, а вы произнесете их правильно.

Логопед. КоСка

Дети. КоШка

Логопед. МалыС

Дети. МалыШ…

 

  1. Задание «Разложи игрушки по контейнерам» (развитие навыка позиционного анализа).

Логопед. Дети, я думаю, нужно помочь Мышонку найти игрушки. Поможете?

Дети. Да, поможем.

Логопед. Среди игрушек, которые вы найдете, нужно выбрать те, в названии которых есть звук [Ш], произнести слово и узнать, где стоит [Ш] в слове - в начале, в середине или в конце слова и сложить их в нужный контейнер.

Дети раскладывают игрушки по контейнерам. К контейнерам прикреплены схемы.

Логопед. Мышонок благодарит вас за помощь, сам бы он не справился.

 

  1. Задание «Прочитай по символам» (развитие операций звукового анализа – синтеза).

Логопед. Ребята, я вам предлагаю показать Шуше, как вы умеете читать по символам.

Проходите за столы, перед каждым из вас полоска с символами. Мне хотелось бы, чтобы вы научили Мышонка читать.

Дети читают по символам, затем Мышонок (логопед) читает по символам, правильно произнося звук [Ш].

Логопед. Дети, вы заметили, что Шуша научился правильно произносить звук [Ш]? Это вы его научили. А теперь Мышонок хочет с вами поиграть. Игра называется «Пошуршим». Осенью ШУША любит бегать по сухим листьям. Мышонок предлагает вам «пошуршать», как осенние листочки на дорожке. Мышонок будет начинать слово, а вы будете его заканчивать звуком [Ш]. Например: МАЛЫ…ШШШ, ДУ…, КАМЫ…, МЫ…, НО…, КАРАНДА…., ЛАНДЫ…, ФИНИ…, ТУ…, КОВ…, Ё…, ГАРА…, ВА…, НА…, ШАЛА…, ДЕТЕНЫ…, ЭТА…, СТРИ…

Дети играют с мячом, договаривая слово.

  1. Итог

Логопед. Дети, Мышонку очень понравилось с вами играть. Как вы думаете, чему научился Мышонок?

Дети. Шуша научился правильно произносить звук [Ш].

Логопед. Что вы посоветуете делать Шуше, чтобы всегда правильно произносить все звуки?

Дети. Нужно каждый день делать гимнастику для язычка.

Мышонок (логопед) дарит детям подарки, благодарит за помощь.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (21.03.2022) | Автор: Сафина Мария Владимировна
Просмотров: 4028 | Теги: звук Ш, ТНР, автоматизация | Рейтинг: 3.7/19

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Игры - бродилки на автоматизацию звуков [С], [Ш], [Л], [Р]

Весёлая азбука с камешками марблс

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar