Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема "Звуки [ д]-[д’]. Буква Д"

Подготовила: учитель - логопед Голомаздина Юлия Александровна

г. Брянск. МБДОУ детский сад № 9 "Красная Шапочка"

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить с артикуляцией звуков [д], [д’];
  • совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
  • совершенствовать умения в определении места звука в слове;
  • познакомить с буквой Д.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное внимание, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: игрушка обезьяны, картинка дятла, предметные картинки, символы звуков, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, манка, зеркала.

 

Ход НОД

1. Организационный момент

Логопед: К нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Строит рожицы, играет,
На деревья залезает,
Чтоб потом на высоте
Покачаться на хвосте.
Длиннорукая, смешная
И проказница такая!
Жить не может без банана...

Кто же это? – ...обезьяна.

Логопед: Правильно, обезьяна. Посмотрите, какая она? (ответы детей). Её зовут Дуся. Какой первый звук слышится в её имени? [д]. Дуся узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый. Расскажем нашей гостье? Тогда проходите и садитесь на стульчики.

 

2. Основная часть

Логопед: Дуся живет в далекой теплой Африке, и она никогда не слышала как стучит дятел по дереву. Давайте мы ей покажем. Рот открыт, а язычок стучит по «бугорочкам».  Возьмите зеркала и постучите как дятел д-д-д. Молодцы.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук? Тянется ниточка? Почему? Значит какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий). Как мы можем узнать? Звук [д] твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким). В кличке нашей гостьи он твердый – Дуся [д], а в слове дятел – мягкий [дь]. Какими цветами обозначаем твердый и мягкий согласный? Еще раз дадим характеристику звука [д]: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Молодцы! Теперь Дуся знает как стучит дятел и характеристику ее любимого звука.

Логопед: Наша гостья очень игривая и любит звучащие предметы. И она принесла вам вот такие коробочки. Дуся посмотрит как вы с ними поиграете. Дети, вам нужно узнать, что звучит в коробочках. Слушайте внимательно и запоминайте. В первой коробочке рис, во второй – монетки, в третьей – манка, в четвертой – макароны. А сейчас коробочки перемешаем и поиграем.

Логопед: Дуся очень любит играть. И приготовила для вас игру «Сигнальщики». Она принесла вам сигнальные карточки, хочет с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный. Я вам буду называть звуки. Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] – зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки.

Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.

А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.

Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы были внимательными. Дусе очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть. Вставайте и выходите ко мне. Отдохнем вместе с Дусей.

 

Физ.минутка (музыкальное сопровождение)

Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!

Логопед: Проходите и садитесь за столы. Наша гостья очень любознательная и любит рассматривать картинки. Она принесла их и вам. В названии картинок есть звуки [д] и [дь]. Но она не знает где они находятся. Дуся просит вас помочь определить место звуков в словах. Но будьте внимательны – звуки [д] и [дь] могут находится только в начале или середине слова. Я показываю картинку, вы называете что на ней изображено и определяете место звука в слове при помощи «мышки» и фишек (дом, дуб, 9, индюк, диван, радуга, гвозди, желуди, медаль, дельфин).

Логопед: Умницы. Дуся узнала где живут ее любимые звуки в словах. Ребята, а какой скоро праздник? (Новый год). Дуся написала письмо Деду Морозу, а как его подписать не знает. Давайте покажем нашей гостье какой буквой обознается звук [д], первый звук в ее имени. Посмотрите, это буква Д. На что она похожа? (ответы детей)

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.

Логопед: Давайте покажем Дусе как нужно писать букву Д. Нарисуем букву Д на манке.

Логопед: Африка — это дом нашей обезьянки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ (звуковой анализ). Кирилл будет выполнять задание у доски, а остальные дети за столами. А потом проверим.

- Сколько слогов в слове ДОМ? Почему?

- Сколько звуков в слове ДОМ? Назовите

- Дайте характеристику первому звуку, второму, третьему

- Сколько гласных, согласных звуков?

- Сколько твёрдых и мягких согласных?

- Прочитайте слово по схеме.

 

3. Итог занятия

Логопед: Дусе очень понравилось заниматься вместе с вами. Теперь она все знает про любимый звук [д]. Но ей пора возвращаться в Африку. Какие задания вы сегодня выполняли? Какие были трудности? На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (21.03.2017) | Автор: Голомаздина Юлия Александровна
Просмотров: 8456 | Теги: ОНР, Грамота | Рейтинг: 4.1/8

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Картотека "Учимся читать, играя"

Картотека упражнений для развития мелкой моторики с шариком массажёром Су-Джок

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar