Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект занятия по коррекции ОНР на тему: "Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже"

Автор: учитель - логопед

Конева Ольга Александровна

Муниципальное образовательное автономное учреждение психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

ЦЕЛИ:

1) Коррекционно-образовательные:

  • Учить использованию прилагательного ЖЁЛТЫЙ в речи, согласованию его с существительными в роде, числе и падеже;
  • Закреплять представления о ЖЁЛТОМ цвете;
  • Закреплять знания пространственных отношений, выраженных предлогами   -НА, -ПОД;
  • Активизировать лексический запас по темам: "Овощи", "Фрукты";
  • Закреплять умение отвечать на вопросы по тексту с опорой на сюжетную картинку.

2) Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух через игру "Подбери парочку";
  • Развивать слуховое восприятие через подбор слов в рифму в игре "Доскажи словечко";
  • Развивать зрительное восприятие через игру "Перепутанные вещи";
  • Развивать артикуляционную моторику через выполнение артикуляционной гимнастики;
  • Развивать мелкую моторику через составление разрезной картинки по образцу и выполнение пальчиковой гимнастики.

3) Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать длительный плавный выдох.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки с наложенными изображениями и предметные картинки к ним; предметные картинки желтого цвета; полоски из фольги; стихотворение "Урожай"; разрезные и целые картинки с фруктами из картона; султанчики для дыхательной гимнастики; зеркала; текст "Желтая сказка"(Автор: Нищева Н.В.).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

 

2. Объявление темы:

- Сегодня на занятии мы совершим путешествие в "Жёлтую сказку".

 

3. Развитие зрительного восприятия:

- Первая наша игра "Перепутанные вещи". Каждому из вас я раздам по картинке, где все вещи перепутались. Вы должны определить, какие предметы нарисованы на вашей картинке, а я потом проверю, кто назвал больше предметов и определю, кто выиграл.

(После того как ребенок называет перепутанные предметы с его картинки, я показываю все эти предметы на отдельных картинках, чтобы показать правильность ответов.)

 

4. Развитие зрительно-пространственной ориентировки:

- Следующая наша игра "Волшебная полоска".

(Каждому ребенку раздается по 2-е предметные картинки с изображениями желтого цвета, на одной картинке предмет женского рода, а на другой - мужского рода, выдается полоска из цветной фольги.)

- Послушайте правила этой игры. Под полоску положите предмет, про который можно сказать - желтый, а на полоску положите предмет, про который можно сказать - желтая.

(Далее дети называют свои картинки так: у меня на полоске желтая кукуруза, у меня под полоской желтый подсолнух.)

 

5. Развитие слухового восприятия:

- Скажите, какое сейчас время года. Что делают осенью в огороде? Сейчас мы будем слушать стихотворение "Урожай" и играть в игру "Доскажи словечко". Я буду рассказывать стихотворение, а вы добавлять пропущенные слова.

Поздним летом в огороде собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали - отгадай!

 

Где весною было пусто,

летом выросла ... (капуста)

 

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел ... (укроп)

 

Собираем мы в лукошко

очень крупную ... (картошку)

 

От дождя земля намокла,

вылезай, толстушка ... (свекла)

 

Из земли за чуб плутовку

тянем, сочную ... (морковку)

 

Надо поклониться низко,

чтобы вытащить ... (редиску)

 

Помогает деду внук -

собирает с грядок ... (лук)

 

Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще ... (петрушку)

 

Вот зеленый толстячок,

крупный, гладкий ... (кабачок)

 

И красавец-великан

темно-синий ... (баклажан).

 

6. Развитие артикуляционной моторики.

- Возьмите зеркала. Будем играть с нашим язычком.

1.) Для губ:

- "Улыбка" - "Заборчик" (чередование 3 раза)

2.) Для языка:

- "Маляр", "Качели", "Часики" (каждое упражнение по 10 секунд)

3.) Для щек:

- "Хомячок", "Надуй и лопни шарик" (каждое упражнение по 10 секунд)

 

7. Развитие дыхания и голоса.

- Возьмите султанчики, вдыхаем воздух носом и выдыхаем ртом на султанчик. Выдох длительный, плавный, щеки не раздуваются. На выдохе говорим сочетание - ФУ.

(Можно разнообразить упражнение вдохом ртом.)

 

8. Физ. минутка:

- Локти поставьте на стол, выполняем упражнение "Пошли пальчики гулять";

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Пошли пальчики гулять, (Шевелят пальчиками.)

Этот пальчик рыл песок, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот делал пирожок,            

Этот о горки катался,

Этот в травке валялся,

Этот умницей был.

Хорошо говорил.

 

9. Развитие фонематического слуха.

- Сейчас мы будем играть в игру "Подбери парочку".

(Каждому ребенку раздаётся по 1-ой картинке, ещё 4-е картинки лежат на середине стола.)

- Назовите свои картинки. Назовите картинки, которые лежат по середине стола. Вы должны определить первый звук в названии вашей картинки и найти среди картинок ту, которая начинается с того же звука, что и ваша и взять ее себе. Обе эти картинки должны начинаться с одинакового звука. (После выполнения задания дети объясняют свой выбор.)

 

10. Развитие мелкой моторики. Работа над словосочетанием. Развитие грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными.

(Каждому ребенку выдается картинка с изображением какого-либо фрукта и конверт с разрезной картинкой этого фрукта, все фрукты желтого цвета.)

- Что вы видите на картинках? (фрукты)

- Вы должны сложить изображения фруктов из кусочков цветного картона, которые лежат в конвертах.

- Что вы сложили? (лимон, яблоко, банан, грущу)

- Какого цвета эти фрукты? /(желтые)

- Пусть каждый из вас назовет свой фрукт так: желтый лимон, желтое яблоко ...

 

11. Работа над текстом. Развитие слухового внимания.

-  Сказка, в которую мы попали сегодня, называется "Желтая сказка". Садитесь как вам удобно и слушайте.

 

ЖЕЛТАЯ СКАЗКА

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЁЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было, девочка посмотрела и сказала:

- Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЁЛТОЕ пальто с ЖЁЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

- Сейчас будут, - ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЁЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЁЛТЫЕ лучи.

- Знаешь, как они называются? - спросило солнце у девочки.

- Знаю, - ответила девочка. - Одуванчики! Солнышко улыбнулось.

- A вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

- Они злые, эти цветы? - спросила девочка. - Ведь в сказках все мачехи злые.

- Нет, - ответило солнце. - Мать-и-мачеха - добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая - холодая и блестящая.

- Как у мачехи из злых сказок, - подсказала девочка.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЁЛТЫХ цветов.

 

- Побеседуем о "Желтой сказке" (с опорой на картинку).

- Куда пошла девочка? (на полянку)

- Что она надела? (жёлтое пальто с желтым капюшоном)

- Что она увидела в небе? (солнышко)

- Каким было солнышко? (желтым)

- Что подарило солнышко девочке? (цветы)

- Какими они были? (желтыми)

 

12.  Итог занятия.

- Какие игры были сегодня на занятии? ("Перепутанные вещи", 'Волшебная полоска", "Доскажи словечко", 'Подбери парочку" и другие).

- Путешествовали в сказку, как эта сказка называлась?

- Что вам больше всего понравилось?

- В какие игры вы хотели бы поиграть еще?

Литература:

  1. Нищева Н. В. "Разноцветные сказки" ;
  2. Т. А.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» 

Ещё по данной теме:

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Evita (19.04.2015) | Автор: Конева Ольга Александровна
Просмотров: 1955 | Теги: ЛГНР, Грамота, ОНР | Рейтинг: 5.0/11

Похожие материалы

Логопедические пособия на заказ

Речевая карта с демонстрационным материалом для ребёнка 6-7 лет

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Всего комментариев: 0
avatar