Автор: учитель - логопед
Конева Екатерина Николаевна
МАДОУ № 8 г. Шимановск, Амурской области
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия:
-
Что шумит? (шумовые коробочки).
-
«Дождик». Различать ритм постукиваний по металлофону.
-
«Угадай, на чем играю?» (барабан, металлофон, дудочка деревянные палочки, шумовая коробочка и т.д.).
-
«Волшебная ложечка». (Определить, почему стучит ложечка).
-
“Хлопни, как я: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.
-
«Кто?» (определить по звукоподражанию животное, птицу).
-
«Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).
-
«Самолет высоко – низко» (высота голоса).
-
«Звуковые ручейки»: высокое звучание: «буль – Буль», низкое звучание «буль-буль».
-
«Ветер – шалун» (слышать тихое и громкое шуршание листьев).
-
«Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).
-
«Сложи в желтую корзину желтые овощи». (В зеленую – зеленые, красную - красные).
-
«Сложи из двух, трех половинок овощ, фрукт».
-
«Узнай овощ, фрукт по контуру».
-
«Подбери чашку к блюдцу» (и наоборот).
-
«Найди угощение для собачки, кошки, коровы».
-
«Подбери пару: обувь, носочки, варежки».
-
«Лабиринт». Проводи цыпленка к маме.
-
Определить цыпленка по ушкам и хвостикам.
-
Составить из треугольников елочку.
-
«Что в чудесном мешочке?».
-
Составь фигуру из палочек.
-
«Найди животное по силуэту».
-
«Подбери пару».
Развитие фонематического восприятия и представлений:
Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Понятие фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематические представления и звуковой анализ и синтез, которым дети овладевают не только в дошкольный период, но и в ходе подготовке к обучению грамоте. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Маленький ребенок замечает различия в звучании слов. Он отличает одни речевые звуки от других. Может уже заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников. Ребенку становится доступным фонематическое различие звуков. Рекомендуемые упражнения помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовить к усвоению грамоты, письменной речи:
Игры и игровые приемы на узнавание неречевых звуков:
-
Игры: «Отгадай, что звучит?», «Отгадай, кто кричит?», «Угадай, кто идет?», «Угадай, кто сказал?», «Кто внимательный?», «Где позвонили?», «Кто сказал?» - развивают звуковое восприятие и фонематический слух у детей с различными проблемами.
-
Игры со звуковыми символами: гласные звуки А, О, У, И (зрительное и слуховое восприятие).
-
Игры на звуковые символы – работа над рядом гласных звуков: А, О, У, И, Ы (звукокомплекс из символов). Определение позиции звука – первый (в начале), последний, в середине.
- Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
|