23:23 Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] - [Т']. Буква Т | |
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности. 2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду. 3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками. 4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога. 5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания большой буквы в собственных именах. 6. Учить читать и списывать простые предложения по образцу (понятие о раздельном написании слов в предложении, точке в конце предложения, употреблении большой буквы в начале предложения). Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — короткий звук» (развитие слухового внимания). Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, «воспроизведи „короткий" звук») выбирает сам музыкальный инструмент. Задание 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания). Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропущенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на материале дней недели, месяцев и времен года). Задание 3. Знакомство со звуком [Т]. Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке: Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча) Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания (например, порядковый счет). Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Т]: - губки в свободном положении; - зубки сближены, но не сомкнуты; - кончик язычка стучит за верхними зубками; - горлышко «молчит». Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок. Задание 4. Фонетическое упражнение. Колеса поезда стучат: тук-тук-тук... Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»: а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум... Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши: та-та; то-то; ...; та-ту; ту-ты... Задание 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-ат, то-от...; ту-..., ты... Задание 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук [Т]: туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют. Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребе-яок заканчивает слово всегда одинаково): — договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...; — договорить последний слог ТА в словах: лопа..., конфе..., моне..., да..., газе..., воро..., котле... Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?) Задание 11. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках: Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква) Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор) Задание 12.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть зв.[Т]. Задание 13. Выучить чистоговорки: Та-та-та — я везу кота. Ту-ту-ту — помоги коту. Ты-ты-ты — сметану съели всю коты. То-то-то — я иду в пальто. Задание 14. Знакомство со звуком [Т']. Символ звука: часы тикают: тьтьть... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Задание 15. Фонетическое упражнение. Часики тикают: тик-тик... Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»: ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь... Задание 17. Договорить последний слог в словах: ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...; ТИ: пус..., мес..., вез..., пас... Задание 18. Взрослый предлагает ребенку: назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...; назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить... (Продолжить ряды слов самостоятельно.) Задание 19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Огромная кошка, Вся шубка в полосках. (Тигр) Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто) Сколько по ней не иди — Будет бежать впереди. (Тень) Задание20.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,в названиях которых есть зв.[Т']. Задание 21. Выучить чистоговорки: Тя-тя-тя — у меня дитя. Ти-ти-ти — со мной не шути. Те-те-те — чайник на плите. Ать-ать-ать — я иду гулять. Еть-еть-еть — я буду петь. Ить-ить-ить—я хочу пить. Задание 22. Дифференциация звуков [Т] — [Т'].Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т']: ть, ть, т, т, ть... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-тя, то-те, ту-тю...; тю-ту, ти-... Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком выделить ударный слог: та-тя, то-те... Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']): самоле..., парашю..., гуля..., писа... Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах: тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча. Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук слове»: Быть должны всегда в порядке Твои школьные... (тетрадки). Поэт закончил строчку, В конце поставил... (точку). Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и [Т']). Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т']. Выучить скороговорку: Под деревом тетерев тетерева встретил: «Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ: «Мои тетеревята, — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет?» Задание 23. Упражнение для развития координации речи с движением Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот компания какая! С. Михалков (Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.) Задание 24. Знакомство с буквой Т. Т трудилась целый день. Забивала гвозди в пень. О. Гофман На что еще похожа буква Т? Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним. Игры с буквой. Задание 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки). Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку. Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает: Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата. Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |