19:04 Тема № 31. Звук и буква Ж | |
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач. Научить правильно произносить звук [Ж]. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка. Развивать слухо-речевую память ребенка. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи; У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы? — У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки? — Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку? Задание 2. Знакомство со звуком [Ж]. Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]: губки округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок наверху и образует «чашечку»; теплая воздушная струя идет по центру язычка; горлышко «работает». Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Задание 3. Фонетическое упражнение. Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто). Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»: ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф... Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов: жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду... Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились? Эта..., гара..., чи..., черте..., мор- Задание 7. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове). Флаг — флажок, берег — .., друг — .., рог — .., пирог — .., круг — .., утюг — .. Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово. В синем небе голосок, Будто крохотный звонок. (Жаворонок) В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь) Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук). Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове». Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот) Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом. Лук — жук, баба — .., мир — ., мало— ., пакет — ., билет — ., пучок — ., Веня — .. Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам: жук [ж у к], жаба [жаб а]. Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке. Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги: ЖА: -ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...; ЖИ: -раф, -вот... Подобрать слова, заканчивающиеся на слог: ЖИ: но-..., лы-...; ЖА: лы-..., ко... Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова. Задание 15. Выучить чистоговорки: Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жи-жи-жи — бегут ежи. Жу-жу-жу — помоги ежу. Жо-жо-жо — я еду на «Пежо». Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному): Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку. Девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку. В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]? Задание 17. Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги. Задание 18. Знакомство с буквой Ж. Ж похожа на жука, Только не жужжит пока. О. Гофман На что еще похожа буква Ж? Сравнивание букв К и Ж: Это - Ж, А это — К, Целый жук и полжука. А. Шибаев Игры с буквами. Задание 19. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку: жук, жуки, кожа, жаба, жабы. Чтение, списывание предложений: Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |