19:06 Тема №27. Звуки [С]— [3], [С] - [3'] | |
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [3], [С]-[3’]. Учить звуковому и слоговому синтезу слов. Учить выделять из предложения слова с определенным звуком. Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами. Задание 1. Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать рифму к предложенным словам: мак (рак), гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина), бочки (кочки, замочки) и т. Д. Задание 2. Дифференциация звуков [С] — [3]. Назвать первый звук в именах: Саня, Соня, Софья;.Зоя, Захар. Сравнить артикуляцию звуков [С] и [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [С] и [3], символы и обозначение. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»: с, з, с, з...; са, за, зо, со...; санки, золото, зубы, коса, коза, нос... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: са-за, со-...; зо-со, зу-... Повторить за взрослым ряд слогов: са-за-за, за-са-са, за-са-за, са-за-са, за-за-са, са-са-за. Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов): ca, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк... Задание 3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков): с, у, п; с, о, к; з, у, б, ы; к, о, з, ы; р, о, з, ы; с, у, м, к, а. Закончить слово нужным слогом: СЫ, ЗЫ: ва..., но..., ко..., та..., бу..., гро..., бере..., ча... Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом –зы? Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [3]): санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза,суп. В каком слове встречаются оба звука? Заменить звук [С] на звук [З] в словах. Какие слова получились? Составить с ними предложения, используя изученные предлоги: соя — Зоя, сайка — ..., сахар —..., суй — ...; коса — ..., лиса -..., косы —... Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [3] (см. темы № 25, 26). Задание 4. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [С] и [3]. Вспомнить как можно больше слов со звуками [С] и [3], по возможности подобрать к ним рифму. Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С] и Звуком [3]. Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идет в лес. Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу. Задание 5. Дифференциация звуков [С] — [3']. Назвать первый звук в словах: зима, Сима. Сравнить артикуляцию звуков [С], [3’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить символы, характеристику и обозначение этих звуков. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»: cь, зь, сь...; зь, сь...; ся, зя, зи, си; Сима, синий, зеленый, козел, поросенок. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ся-зя, си-..., зи-си, зю-... Повторить за взрослым слоговой ряд: ся-ся-зя, зя-ся-ся, ся-зя-ся, зя-ся-зя, ся-зя-зя, зя-зя-ся. Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов): по, ро, се, нок; зи, мо, ро, док; се, ле, доч, ни, ца; ар, бу, зи, ки. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [3']): резина, зяблик, земля, Семен; Сева, синий, озеро, семена. Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [3'] (см. темы № 25,26). Задание 6. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [С] и [3']. Подобрать как можно больше слов со звуками [С] и [3']. Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С] и [3*]: Сима гуляет на поляне. Ваня кормит зяблика. Зина идет в магазин. Сима и Зина увидели на лугу гусей. Задание 7. Дифференциация звуков [С] — [3], [С] — [3']. Назвать мягкие (твердые) согласные звуки, назвать звонкие (глухие) согласные звуки ([С], [С], [3], [3']). Рассмотреть и назвать ряд картинок. Сказать, какой звук в слове ([С], [С'], [3], [З’]), определить место звука в каждом слове, разделить слова на слоги, назвать самое длинное слово и самое короткое. Разделить все картинки на две стопки: с мягкими согласными звуками [С’], [3']; с твердыми согласными звуками [С], [3]; со звонкими согласными звуками [3], [3']; с глухими согласными звуками [С], [С]. Составить с каждым словом предложение. Выучить скороговорки: Идет козел с козой, А коза идет с косой. Змея змеилась, змея смеялась, Смеясь, змеилась, змеясь, смеялась. Задание 8. Вспомнить буквы, которыми обозначают на письме звуки [С], [С’] и [3], [3']. Звуко-слоговой анализ слов: составление и преобразование их с помощью букв разрезной азбуки, составление схем из кружков, чтение, письмо под диктовку. Сима — зима, косы — козы, Лиза — лиса. Чтение, анализ предложений. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счету он стоит в предложении? Списывание: Вот Сима. У Симы лиса. Вот Лиза. У Лизы козы. Тут Лиза и Сима. У Лизы лиса и козы. У Симы коза и лисы. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |