22:24 Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] - [Р']. Буква Р | |
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы. 2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [P'], различать их на слух и в произношении. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов. 5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных. 6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных. Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает. Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор. Задание 2. Знакомство со звуком [Р]. Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится? Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра! Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р]: губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует; посередине язычка идет теплая воздушная струя; горлышко «работает». Символ звука: собака громко рычит: РРРРР... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Задание 3. Фонетическое упражнение. Как рычит злая собака? РРРРР... (звук [Р] произносится громко, раскатисто). Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»: р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан. Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: pa-ар, ру-... ар-pa, ур-... Повторить за взрослым серию слогов: ра-ро-ру-ры..., ар-ор-ур-ир..., бра-бро-бру-бры..., абр-обр-убр-ибр... Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог. Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова. Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить количество и место звуков [Р] в этих словах: прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор. Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба). Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по заданному первому слогу: РА: -кушка, -ма...; РО: -за, -ща...; РУ: -ка, -чей...; РЫ: -ба, -бак... Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?): ру-ка, ру-баш-како-ра, ко-яу-ра; муш-ка, тсор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка. Задание 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились? Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ... Задание 12. Выучить чистоговорки: Ра-ра-ра — высокая гора. Ры-ры-ры — летят комары. Ру-ру-ру — начинаем мы игру. Ро-ро-ро — новое перо. Ар-ар-ар — летит комар. Ор-ор-ор — у Ромы топор. Ур-ур-ур — не гоняй кур. Ир-ир-ир — мы за мир. Арка-арка — у Ромы марка. Орка-орка — крутая горка. Урка-урка — кошка Мурка. Ирка-ирка — у Иры дырка. Задание 13. Знакомство со звуком [Р']. Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь? Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь... Характеристика звука [Р’]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р']»' рь, мь, рь, дь.„; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик... Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом). В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь. Траву косит... косарь. Землю пашет... пахарь. Хлеб печет... пекарь. Директору помогает... секретарь. В каких словах встречается два звука [Р']? Где он стоит в слове? Задание 16, После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие слова получились? Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ... Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р'], по заданию: звук [Р'] стоит в начале, в середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги. Задание 18. Выучить чистоговорки: Ря-ря-ря — синие моря. Ре-ре-ре — санки на горе. Рю-рю-рю — репу я варю. Ри-ри-ри — горят фонари. Арь-арь-арь — у меня букварь. Орь-орь-орь — у Сережи корь. Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь. Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь. Задание 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ра-ря, ру-...; ры-ри, ру-...; ар-арь, ур-...; урь-ур, ирь-... Повторить за взрослым серию слогов: ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра, ра-ря-ря... Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р*]): топо..., фона..., забо..., буква... Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Течет, течет, не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит. (Речка) Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) Новая посудина, а вся в дырках. (Решето) Кто ни прикасается — За того цепляется. (Репейник) Под водой живет, Ходит задом наперед. (Рак) Зубов много, а ничего не ест. (Расческа) Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех слогов? Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [P’]): корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт. Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р']). Заменить звук [Р] на звук [Р'] в словах. Какие слова получились? Придумать с этими словами предложения: рад — ряд, ров — ..., пар — ..., хор — ..., удар — ... Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение состоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати. Выучить скороговорки: Как на горке, на пригорке Сидят тридцать три Егорки: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Курьера курьер Обгоняет в карьер. Задание 22. Знакомство с буквой Р. Буква Р — рука в кармане, Буква Р — подарок маме. О. Гофман На что еще похожа буква Р? Игры с буквой. Задание 23. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку: ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь. Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение: хор — хорь, удар — ударь... Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку печатными буквами, чтение: У Ромы репка. У Риты ручка. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |