20:03 Тема №32. Звуки [Ш] - [Ж] | |
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Продолжать учить ребенка решать логические задачи. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. 2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш] и [Ж]. 3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа. 4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры. 5. Познакомить ребенка с правилом правописания ШИ, ЖИ. 6. Учить преобразовывать слова. Задание 1. Взрослый предлагает ребенку послушать внимательно, подумать и решить следующие логические задачи: - На Олином платье были нарисованы три яблока и две вишенки. Одну вишню и два яблока съели. Сколько осталось? - Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока.Сколько всего яблок? - Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идет в лес? Задание 2. Дифференциация звуков [Щ] — [Ж]. Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый просит ребенка отгадать описательные загадки и выполнить задания: Это предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым...). Назови это слово и последний звук в нем. (Карандаш.) Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем. (Жираф.) Сравнить артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [Ш] и [Ж], обозначение. Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»: ж, ш, ш, ж...; жа, ша, шо, жо...; Жора, шуба, кошка, ежик... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ша-жа, шо-...; жу-шу, жи-... Повторить за взрослым серию слогов: жа-жа-ша, ша-жа-жа, жа-ша-жа, ша-жа-ша, жа-ша-ша, ша-ша-жа. Задание 4. Взрослый называет слово целиком, а ребенок называет его по слогам (упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры; объяснить ребенку значение незнакомых слов, составить с каждым словом предложение): дирижабль, кораблекрушение, пожарный, жеребенок, штукатур, дирижер, маршировать, шлагбаум, путешествие, дирижировать... Задание 5. Закончить слово подходящим слогом: ШИ (ЖИ): каранда..., клави..., эта..., вельмо..., экипа..., камы... Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в них звуков [Ш] и [Ж]): машина, ежевика, кожура, крыжовник; камыши, пирожок, школьник, уши. Задание 6. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ш], и предметы, в названии которых есть звук [Ж]. Взрослый произносит слово целиком, а ребенок называет его по звукам: жаба [жаб а], шуба [шуб а].., Заменить звук [Ш] на звук [Ж] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения: Шар — жар, шить — ..., шаль — ..., шитье — ..., уши — ..., Луша — ..., машет — ..., нашивка — ... Задание 7. Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Ш] и [Ж] (см. темы №30, 31). Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ш] и [Ж]. Задание 8. Дидактическое упражнение «Подари подарки Жене и Шуре» (вспомнить слова со звуками [Ш] и [Ж]). В предложениях найти слова со звуками [Ш] и [Ж]: Женя моет уши. У Шуры желтый жакет. Женя нашел ежика. Шура и Жора идут в школу. Задание 9. Выучить скороговорки: У ежа — ежата, у ужа — ужата. Шесть мышат в камышах шуршат. Какие звуки часто в них слышатся? Задание 10. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж]. Взрослый объясняет ребенку правило: «ЖИ и ШИ пиши с буквой И» и просит его запомнить. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, запись каждого слова по памяти печатными буквами: ужи — уши — Луша — лужа. Чтение, списывание, запись предложений по памяти: У Луши ужи. У Луши жук. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |