16:02 Тема № 38. Звуки [Ч] - [Щ] | |
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении времен глагола. 2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] — [Щ]. 3. Учить производить позиционный звуковой анализ слов без наглядной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить преобразовывать слова. 5. Продолжать учить анализировать и составлять схемы простых предложений без предлога. Задание 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит предложение правильно. Мальчик вчера будет читать книгу. Иван Иванович в детстве будет маленького роста. Все старики когда-то будут молодыми. Раньше он будет трусливым, а теперь смелый. Ты придешь вчера? Ты был там завтра? Задание 2. Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]): мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ. Сравнить артикуляцию звуков [Ч] и [Щ] (найти общее и различие, обратив внимание на характер воздушной струи), вспомнить характеристику звуков [Ч] и [Щ], их обозначение. Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»: щ, ч, ч, щ...; ча, ща, щу, чу, ...; ач, ощ...; чайник, щенок, ящик, очки... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ча-ща, чо-...; ач-ащ, уч... Повторить за взрослым слоговой ряд: ча-ща-ща, ща-ча-ча, ча-ща-ча, ща-ча-ча, ща-ща-ща, ча-ча-ща. Задание 4. Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ]), составить с каждым словом предложения: товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя... Закончить слова нужным слогом: ЧА (ЩА): ту — ..., ро — ..., пи — ..., гу — ..., ку — ..., да — ...; ЧИ (ЩИ): клю — ..., пла — ..., ку — ..., мя — ..., плю — ..., ово — ... Задание 5. Заменить звук [Ч] на звук [Щ] в словах. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов: плач — плащ, челка — ... Изменить слова по образцу, обратить внимание на появление звуков [Ч] и [Щ] в новых словах, определить место звуков [Ч] и [Щ] в словах, разделить их на слоги. Жук — жучище, рак — ..., паук — ..., хомяк — ..., сундук — ...,язык — ..., бык — ..., волк — ... Рычать — рычащий, мычать — ..., ворчать — ..., молчать — ..., звучать — ... Щенок — щеночек, ящик — ..., щепка — ..., щука — ..., щека — ..., щетка — ... Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]): чайник, щука, человек, чудо; ящик, овощи, обручи, плащи. Взрослый называет слово по звукам, а ребенок произносит все слово целиком, затем — наоборот: щука — [щука]; [чашка] — чашка. Взрослый задает вопросы: какой первый звук в слове, последний? Какой звук стоит после звука [Ч] ([Щ]), перед звуком [Ч] ([Щ])? Каким по счету стоит звук [Ч] ([Щ]) в слове? Задание 7. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Щ]. Назвать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Щ], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Щ] (См. темы №35, 37). Выучить скороговорку: Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Щ]. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова чаща (объяснить ребенку значение этого слова). Преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки: щука — щучка — щучки — щуки — щука. Составить схемы предложений. Какое первое слово в предложении, последнее? Какие слова стоят в середине предложения? Какое предложение самое длинное? Дима ловит щуку. Маша поймала щуку. Коля ловит удочкой большую щуку. Письмо слов под диктовку печатными буквами, чтение: щука, щучка, щучки. | |
|
Логопедические пособия на заказ
|
|
Всего комментариев: 0 | |